Виды лесного сервитута
Существует два вида лесного сервитута:
- Частный;
- Публичный.
Частный лесной сервитут устанавливается путём соглашения между собственником лесного участка (органом власти) и пользователем (физическим или юридическим лицом) для конкретных целей, указанных в таком соглашении.
Необходимо помнить, что соглашение о частном лесном сервитуте подлежит обязательной регистрации в реестре прав (ЕГРП) и регулируется ст. 274 Гражданского кодекса РФ.
За установление лесного сервитута частного вида собственник леса может потребовать плату, которая зависит от типа использования лесного участка и объёма такого использования.
Соглашение о частном лесном сервитуте может быть заключено для следующих целей:
- Осуществления прохода и/или проезда через обременённый сервитутом участок леса;
- Эксплуатация лесных ресурсов юридическими и физическими лицами в коммерческих целях;
- Регулярного доступа к линейным объектам, расположенным на данном лесном участке;
- Занятий пчеловодством (бортничеством).
Для пчелиного хозяйства лесной участок может быть обременён сервитутом в пользу физических и юридических лиц на определённый срок за плату, согласно п. 3.1 ст. 38 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ).
Государственный собственник лесных участков устанавливает плату лицам, использующим сервитут в целях изъятия древесины согласно специальным актам, учитывающим стоимость изымаемой породы дерева, её объем в кубометрах и площадь участка леса, с которого происходит такое изъятие.
Публичный лесной сервитут отличается от частного тем, что устанавливается без соглашения с конкретным физическим или юридическим лицом, а для всех лиц путём принятия законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка, согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).
Публичные лесные сервитуты, согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться для следующих целей:
- Осуществление прохода/проезда через лесной участок, в том числе для доступа к водоёму;
- Ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций, расположенных на лесном участке;
- Размещение на лесном участке межевых точек, а также гравиметрических и нивелирных пунктов;
- Проведение дренажных работ;
- Прогонка домашнего скота через лесной участок;
- Осуществление охоты;
- Сбор дикорастущих плодов и растений;
- Проведение научно-исследовательских работ.
Право свободного прохода через лесные участки, а также сбора дикорастущих плодов предоставляется гражданам бесплатно, в соответствии с п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ.
При установлении межевых точек или знаков, а также проведении дренажных работ, лесной сервитут предоставляется на срок проведения соответствующих работ, причём в соглашении об обременении сервитутом участка леса должны быть указаны сроки окончания таких работ, либо их прекращение устанавливается в качестве обстоятельства прекращения лесного сервитута.
Как подготовиться к разбирательству?
Как было указано ранее, дабы основательно подготовиться к судебным разбирательствам, нужно выполнить две вещи:
- Во-первых, удостовериться что вы имеете право требовать установления ограничений. Основания были описаны нами выше.
- Во-вторых, определиться можете ли вы требовать сервитут по определению. Имеется ввиду принадлежность к одной из данных категорий:
- владелец земельного участка;
- имеете право на бессрочное пользование;
- имеете право на пожизненное наследуемое владение;
- арендуете землю на более чем 12 месяцев.
Инструкция
В самом начале нужно в обязательном порядке определиться, в какой суд вами будет подан иск об установлении сервитута. Когда одна из сторон является предпринимателем, то нужно заявлять в арбитражный суд. В иных случаях в суд по месту жительства.
После этого последует оплата госпошлины. Для физического и юридического лица 300 рублей и 6 тысяч соответственно.
Следующий шаг — это составление искового заявления. Учтите, что сразу обращаться в суд нельзя, сначала нужно попробовать договориться мирным путем – досудебным урегулированием. Если положительного ответа не последует, то с причиной отказа обращаться в суд.
В заявлении указываем:личные данные;
причину установления сервитута;
цель установления сервитута;
на каких условиях он должен быть установлен;
причину отказа одобрить сервитут при мирных досудебных переговорах.
Не забудьте вместе с заявлением подать нужные документы:подтверждения вашего права на земельный надел;
чек об оплате государственной пошлины;
доказательства отказа в согласии установить сервитут в лице соседнего участка (желательно);
подтверждение от эксперта что вам действительно нужен сервитут;
копия паспорта.
После положительного решения суда обратитесь в гос. реестр чтобы зарегистрировать сервитут. Предоставьте такие бумаги:копия паспорта;
заявление о желании зарегистрировать сервитут.
Оплатите госпошлину (размер составляет полторы тыс. рублей).
Обратитесь в гос
реестр для получения выписки о том, что сервитут зарегистрирован.
Важно! Это обязательная процедура, без нее сервитут не имеет никакой юридической силы.
- Скачать бланк искового заявления об установлении сервитута на земельный участок
- Скачать образец искового заявления на установление сервитута на земельный участок
Мы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:
8 (800) 350-29-87Москва
На ваш участок наложен сервитут?
Интересуетесь, как покрыть убытки из-за такого положения вещей?
Эта статья расскажет о плате за сервитут, правилах ее установки и расчета.
Сроки процедуры
Определенного срока у процедуры нет. Все зависит от конкретного случая.
Стоимость юридической помощи также зависит от того, какого специалиста вы предпочтете, ведь у каждого своя цена.
Доказательства
Главным доказательством является действительно невозможность использовать земельный надел в соответствии с целью использования без установления сервитута. Т.е если вы хотите установить сервитут с целью экономии, то это не будет весомым основанием.
По закону вы должны доказать, что установление сервитута – единственный выход для вас. Кроме этого, сервитут должен быть комфортным и для соседнего участка, т.е не доставлять неудобств.
Какие документы должны быть подготовлены для оформления?
Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.
В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:
- Обоснование целей установления сервитута, в котором оформление таких целей должно происходить в строгом соответствии требованиями закона;
- Документ, в котором будет содержаться информация о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
- Протокол ведения публичных слушаний с подробным описанием всех тех вопросов, которые на них были подняты, а также с предложенными вариантами решения возникших вопросов;
- Итоговый нормативный акт об установлении публичного сервитута с расшифровкой целей такого обременения, сроками его действия и возможными последствиями.
В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:
- Заявление об установлении сервитута в публичной форме, направленное заинтересованными лицами в уполномоченные органы государственной власти;
- Кадастровый паспорт обременяемого участка и выписка из кадастрового плана той местности, где расположен такой участок;
- Обоснование целей установления публичного сервитута и доказательство того, что иными способами достичь необходимых целей развития других участков невозможно;
- Расчет приблизительной стоимости установленного сервитута и тех размеров финансового обременения, которые в результате будут установлены для владельца земельного участка;
- Документы, подтверждающие факт объявления публичных слушаний об установлении публичного сервитута на земельный участок, а также протоколы проведения таких слушаний;
- Нормативные, изданные уполномоченными органами государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, который будет свидетельствовать о законности установления публичного сервитута, а также содержать все сведения о налагаемым обременении.
В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.
Заявление об установлении публичного сервитута, на основании которого может быть установлен участок, является ключевым документом в этом списке.
Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.
В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.
Текст заявления, направляемого в уполномоченные органы по распоряжению имуществом государства, состоит из трёх основных частей. К таким частям относятся:
- Преамбула заявления, в которой содержится информация о тех землевладельцах, в интересах которых совершается установление сервитута на земельный участок, а также наименование того органа государственной власти, в которой направляется соответствующее заявление;
- Основная часть заявлением. В этой части содержится требование об установлении сервитута, в рамках которого указывается цель установления, сроки, а также примерный расчет стоимости наложенного обременения. Кроме того, в этой части заявления содержатся сведения о том участке, на который необходимо установить обременение;
- Третий этап содержит перечисление тех приложений, которые определены для данного заявления, а также информацию о дате заявления и месте его составления.
В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.
Порядок определения границ
В соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласование границ соседних участков может проходить с:
- Собственниками земли, за исключением случаев, когда участок находится в муниципальной или государственной собственности, либо предоставлен в бессрочное пользование.
- Лицами с правом пожизненного наследуемого владения.
- Лицами с правом на бессрочное пользование.
- Арендаторами земли.
Установлением границ земельных участков занимаются кадастровые компании. Прежде чем приступить к межеванию, сотрудники обязаны:
- изучить правоудостоверяющую и правоустанавливающую документацию;
- ознакомиться с сведениями Государственного кадастра недвижимости о конкретном участке;
- получить информацию о землепользователях.
Сам процесс работы включает в себя:
- Геодезическую съемку реальных границ территории.
- Анализ отснятого материала: расчет площади участка, определение координат.
- Согласование границ с владельцами смежных участков.
- Составление межевого плана.
В межевом плане должны быть отмечены первоначальные и окончательные данные о границах участка, указание отдельных частей территории, сведения о геодезических и кадастровых работах, обмерах и расчетах. Готовый план следует направить в Росреестр.
В чем заключается процедура
Определение границ земельного участка – это регистрация границ в Росреестре.
Оно необходимо для:
- Установления линейных границ территории.
- Сравнения фактических границ с параметрами, отмеченными документально.
- Выявления наложений и пересечений границ.
Все это помогает решить спор землепользователей в личном или судебном порядке.
следующие документы
- свидетельство о регистрации земли;
- кадастровый паспорт;
- технический паспорт территории;
- бумаги о передаче права пользования на землю;
- для судебных дел: решение суда.
В процессе установления границ кадастровый инженер обязан предоставить землевладельцам возможность ознакомиться с проектом плана и получить разъяснения по поводу возникших вопросов.
Выполнение в судебном порядке
Рассмотрением дел об установлении границ земельного участка занимаются районные суды. Процесс решения спора делится на этапы:
Подача искового заявления с пакетом документов: кадастровым паспортом участка и актом согласования границ между землепользователями.
Рассмотрение прикрепленного к заявлению перечня документов, утверждение даты заседания
ВАЖНО: на заседании необходимо личное присутствие обеих сторон.
Прения сторон, рассмотрение доказательств, в частности, результатов кадастровых работ, фиксирование свидетельских показаний (при наличии).
Вынесение судебного решения.. Выдвинуть требование по установлению границ может только собственник участка, поэтому перед рассмотрением дела суд проверяет законность использования земли
Выдвинуть требование по установлению границ может только собственник участка, поэтому перед рассмотрением дела суд проверяет законность использования земли.
Судебная практика
В ходе рассмотрения дел об установлении границ земельного участка суд может опираться на Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О кадастровой деятельности«.
В этом деле ответчик отказался согласовать границы своего и соседнего участков, мотивируя это тем, что сосед умышленно вредит его жизни и деятельности на собственной земле. Истец же провел кадастровые работы, в результате которых смог доказать нарушение границ между участками.
Суд постановил удовлетворить требования истца и установить границы в соответствии с проведенной экспертизой.
Особенности обременения земельного участка сервитутом
При установлении сервитута его осуществление должно быть как можно менее обременительным для собственника участка.
В противном случае землевладелец может обратиться в суд и ходатайствовать об ущемлении его интересов фактом установки обременений.
При желании оспорить установку публичного сервитута гражданин может указать на следующие причины:
- постановление местных властей не соответствует законодательству, обладающему большей юридической силой;
- были нарушены его права и предпринимательские интересы;
- незаконно возложены какие-либо обязанности или созданы препятствия для экономической деятельности.
Частный сервитут может быть установлен по соглашению сторон или в судебном порядке. Истцом в этом случае будет выступать лицо, требующее установки сервитута.
На судью будет возложена обязанность определить целесообразность установки сервитута и создать условия, чтобы такое обременение наносило минимальный ущерб собственнику. При необходимости суд может назначить проведение независимой экспертизы.
В своем резолютивном решении судья может изменить первоначальные условия сервитута, например, его маршрут.
Если же сторонам удалось договориться, то они заключают соглашение об установке сервитута. Такой документ можно подписать только с собственником участка (не с землепользователем/арендатором). Он имеет простую письменную форму и не подлежит обязательному заверению у нотариуса.
Минэкономразвития указал на следующие обязательные составляющие соглашения:
- данные сторон;
- информация об участке, на который устанавливаются обременения (его кадастровый номер, площадь и точное месторасположение);
- цели и задачи установки сервитута;
- пределы действия (месторасположения) обременения на участке;
- величина платы за сервитут, порядок и периодичность ее внесения;
- права и обязанности сторон.
Какие документы понадобятся сторонам для заключения соглашения? Это паспорта; подтверждение прав собственности владельца; документ, определяющий положение сервитута на земле (кадастровый паспорт или выписка). Таким образом, чтобы обременить землю сервитутом, предварительно необходимо выполнить кадастровые работы для определения конкретных параметров сервитута (его точные пространственные характеристики).
Объектом сервитута земля становится только после получения официального статуса и регистрации ограничений в Росреестре.
Только после прохождения таких регистрационных действий можно приступать к работам на участке и установке там объекта.
Заявление об установке сервитута может подать как инициатор обременений при наличии у него подписанного соглашения, так и собственник участка. После выполнения указанных регистрационных отметка об установке сервитута появляется в ЕГРП.
В законодательстве содержатся основания для прекращения сервитута. Стоит сказать, они отличаются для частных и публичных сервитутов. В последнем случае прекращение сервитута возможно при отсутствии общественного интереса в нем (иначе он так и продолжит свое действие). Отменяется он через принятие соответствующего акта.
Таким образом, установка сервитута является своего рода компромиссом между возможностью и необходимостью. Публичный сервитут исходит из преобладания нужд населения перед интересами собственника. Частный сервитут устанавливается по согласию сторон или при невозможности решить определенные задачи без установки сервитута.
Условно все сервитуты разделяются на сервитуты прохода, дающие право на проведение определенных работ, необходимые для размещения публичных объектов.
При установке сервитута четко определяются его границы и правила пользования. Собственник участка вправе рассчитывать на компенсацию или защиту своих интересов в суде.
Необходимые документы
Необходимая документация для регистрации сервитута как публичного характера, так и частного перечислена в статье 28 Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:
- Заявление от лица, в чью пользу будет устанавливаться сервитут;
- Документы, удостоверяющие личность заявителя (если это физическое лицо), учредительные документы, доверенность, выписка из ЕГРЮЛ (если это юридическое лицо);
- Квитанция об оплате государственной пошлины;
- Договор о сервитуте (составляется в простой письменной форме), соответствующие решения федеральных, региональных, муниципальных органов самоуправления либо постановление суда;
- Если обременяется только часть участка, то к заявлению необходимо приложить кадастровый план земельного участка с намеченной на нем областью действия сервитута, либо выписка кадастровой службы с подобной информацией. Если установление сервитута требуется для всей территории участка, то таких документов предоставлять не нужно.
Установление земельного сервитута
Сервитуты бывают частными и публичными. Частные сервитуты оформляются соглашениями о праве ограниченного пользования. Собственники земли могут устанавливать плату за пользование участком другой стороной, иногда земля предоставляется бесплатно.
Публичным считается сервитут, по которому установлено обременение в интересах населения, государства. В этом случае собственник вправе требовать компенсаций от муниципалитета или государства при условии, что обременение создает существенные препятствия для эксплуатации земельных ресурсов собственника. Публичный сервитут, условия, порядок его установления регулируется Земельным кодексом РФ.
Основания возникновения сервитута
Закон связывает с возникновением сервитута следующие ситуации:
- потребность обеспечить проход или проезд к местам общего пользования – жилым, водным объектам, культурным сооружениям, водоемам и т.д.;
- строительство дорог, транспортных узлов;
- возведение линий электрификации, инженерных сетей;
- дренажные работы;
- установка геодезических, межевых знаков;
- сенокос, выпас, перегон сельскохозяйственных животных к местам кормления;
- разведение рыбы, рыболовство, охота;
- временные проектные, исследовательские, изыскательские работы.
Появляется потребность в использовании соседней территории для:
- строительства;
- установки оборудования связи;
- монтажа коммуникаций;
- перемещения к объекту недвижимости;
- иных нужд, не ущемляющих владельца участка.
Право ограниченного пользования обремененными территориями оформляется письменным соглашением и подлежит государственной регистрации. Публичные сервитуты начинают действовать после принятия соответствующего нормативного акта:
- федерального закона;
- акта органов местного самоуправления;
- акта регионального законодательства субъекта РФ;
- судебного решения.
Условия и процедура установления сервитута
Установление земельного сервитута не должно препятствовать эксплуатации территории законного владельца – уходу за почвой, посадке деревьев, сбору урожая, постройке хозяйственных сооружений и т.д. Владелец продолжает распоряжаться землей, недвижимостью, вправе отчуждать объект недвижимости другому гражданину, но при этом обременение сохраняет свою силу.
Иные условия частного характера прописываются в соглашении по взаимной договоренности участников – виды работ, для которых возникает сервитут, размер платы, срок обременения и иное.
Установление частного сервитута происходит, как правило, добровольно. Собственник заключает с заинтересованным лицом договор, в котором оговариваются все тонкости условий обременения земельной собственности. Право по такому соглашению подлежит государственной регистрации в управлении Росреестра.
Решение по публичному сервитуту принимается по результату общественных слушаний. Согласие владельца земли или его отсутствие никакой роли не играет. Собственник вправе обратиться в суд для определения компенсационных выплат за использование его земли, или потребовать выкупа государством обремененных земель. Чтобы добиться удовлетворения своих требований по исковому заявлению и оплаты публичного сервитута, необходимо доказать возникновение значительных трудностей у владельца земли, невозможность использования большей части территории по назначению, необходимость снесения или переноса хозяйственных построек. И зачастую такой вопрос сложно решить без помощи квалифицированного юриста по земельному праву.
Установление земельного сервитута с арендатором участка оформляется двусторонним соглашением между владельцем обременяемой земли и сервитуарием – лицом, которому необходимо воспользоваться участком соседа. Нотариального заверения данное соглашение не требует, однако необходимо внимательно прописать:
- сведения о сторонах договора;
- информацию об участке;
- цели и условия возникновения сервитута – подъезд к дому, прокладка трубопровода, размещение мелиоративных сооружений, иное;
- план землепользования с обремененным участком или его частью;
- сроки действия сервитута;
- размер платы, сроки, порядок ее внесения.
На практике часто установление сервитута осуществляется на добровольной основе. При возникновении разногласий у сторон или сложных вопросов мы рекомендуем обращаться к юристам, имеющим опыт судебных споров по земельному праву.
Как повысить шансы на выигрыш?
- Собрать максимальное количество документов, доказывающих местоположение участка (планово-картографические материалы).
- Обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания, чтобы затем представить суду актуальный межевой план участка, где будут отражены его границы.
- Подать ходатайство о назначении экспертизы и сделать это в первом же судебном заседании, с указанием вопросов и кандидатуры эксперта.
- Показать эксперту на местности все объекты на спорном участке, прилегающие заборы. Это увеличит шансы на положительное экспертное заключение. Также нужно уточнить у секретаря суда, был ли этот документ передан в дело.
Залог успеха в деле по установлению границ участка земли – это подготовка всех нужных документов, без которых процесс доказывания не даст положительного результата.
Как оформить?
Когда необходимо установление публичного сервитута на земельные участки, желающие должны обращаться в администрацию и приносить с собой уведомление о том, что участок земли действительно необходимо выделить в пользование. Документ должен быть составлен на имя главы городского или сельского исполнительного комитета.
В образце заявления на публичный сервитут необходимо отразить следующие сведения:
- необходимо дать характеристику заявителя указав место его работы, а также должность;
- если в качестве желающих выступает группа граждан, то нужно обозначить структуру данной группы по смыслу инициативы;
- требуется отобразить сведения, касающиеся земельного участка. Нужно указать его адрес, точное местоположение и прочие сведения, которые можно получить;
- причины, в связи с которыми появилась необходимость ходатайствовать о пользовании данной территорией;
- далее, нужно обосновать по каким причинам проблему невозможно решить иным путём кроме как установлением публичного сервитута;
- в последнюю очередь нужно поставить дату, подпись человека составлявшего документ и её расшифровку.
Скачать бланк заявления на установление публичного сервитутаМы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:
8 (800) 350-29-87Москва
В случае когда подобное желание изъявляет должностное лицо необходимо заверить бумагу печатью фирмы.
Если речь идёт о группе граждан, то расписаться должен каждый и поставить расшифровку.
Перед тем как писать бумагу в администрацию следует сначала сходить к хозяину земли и предложить составить соглашение на пользование, которое в дальнейшем будет приложено к документу.
Если собственник наотрез отказался идти навстречу, то об этом тоже необходимо уведомить администрацию в письменном виде.
Когда заявитель подал документ он рассматривается в течение 5 дней с момента подачи. Когда данный срок проходит, принимается решение принять его в производство либо отклонить. Во втором случае, должно быть, составлено письменное описание тех причин, из – за которых документ был отклонён.
Если бумага была принята в производство, то в специально уполномоченный отдел, занимающийся этим делом, приглашается хозяин земли. Его информируют о том, что его участок будет ограничен и сообщают причины, на основании которых данное действие будет произведено.
Право на сервитут должно проходить регистрацию в Едином реестре государственного типа для этого необходимо собрать пакет документов.
Потребуются:
- Заявление от человека или группы лиц, в пользу которой будет произведена установка сервитута.
- Удостоверение личности заявителя. Если речь идёт о лице юридического типа, то потребуется доверенность, документы учредительного типа и выписка из ЕГРЮЛ.
- Бумага, подтверждающая оплату государственной пошлины.
- Соглашение, в котором приписана процедура установления сервитута.
- Ещё понадобятся акты, выданные органами федерального или муниципального типа, также может быть представлено решение суда.
Когда пакет документов собран его передают в специальный отдел, который занимается земельными делами.
После этого назначаются слушания общественного типа и определяется их дата.
На публичных слушаниях по публичному сервитут должны присутствовать стороны, которые высказывают определенные аргументы. Если всё идёт хорошо, то комиссия принимает решение наложить обременение на землю.
В случае когда комиссия принимает положительное решение, но хозяин участка всё равно отказывается идти на уступки может быть принято решение о передаче дела в суд. В такой ситуации публичный сервитут будет установлен судом и упрямый хозяин уже ничего не сможет поделать. Когда сервитут начнёт действовать, то заявитель получит законное право распоряжаться землёй.
Ниже можно увидеть образец постановления об установлении публичного сервитута: