Флорентийская мозаика в интерьере

Что такое мозаика?

Мозаикой называют долговечный наборный рисунок, складывающийся из твердых мелких элементов и закрепляемый на поверхности с помощью затвердевающего связующего. По причине отсутствия твердости, мозаиками не могут считаться работы в техниках пэчворк, квиллинг и канзаши, выполненные из бумаги, ниток, пленки, лент и пр. Все это только аппликации, но которые также можно использовать при оформлении интерьера.

Мозаика, в отличие от витражей, инкрустаций и интарсий, не несет смысловой нагрузки в каждом из своих элементов. Это, выражаясь современным языком, «пиксельная графика». Каждый ее фрагмент — всего лишь кусочек определенной формы и цвета. Глядя на него в отдельности нельзя сказать, составляющей частью какого рисунка или узора он является.

Отличается мозаика и от металлических «сборных» технологий — филиграни, зерни и скани. Ее детали выполняются исключительно из неметаллических материалов.

Мастер класс

Нам попалась одна удивительная история от жительницы планеты, которая не может и дня прожить, чтобы не пристроить осколки материала для декора чего-либо. На основе этого сюжета хотим и рассказать, как укладывается мозаика своими руками. Мастер класс посвятим… обычному колесному диску. Вот он проржавел и валяется на улице никому не нужный, отбрасывая ржавчину под проливным дождем. Но этот колесный диск может стать великолепным украшением любого сада, загородного дома и даже придомовой территории.

Что нужно чтобы получилось уникальное изделие:

  • Колесный диск;
  • Щетка по металлу;
  • Краска по металлу;
  • Кисть / краскопульт;
  • Наколотая мозаика своими руками из плитки;
  • Клей двухкомпонентный;
  • Затирка цветная;
  • Полиэтилен;
  • Кокосовое волокно;
  • Земля для цветов;
  • Красивые цветы или декоративные кусты.

Итак, возьмите и очистите колесный диск, можно просто тщательно вымыть под сильной струей воды и дать высохнуть. Сильную ржавчину удалить металлической щеткой и затем прочистить уайт-спиритом. Возьмите и покройте диск краской по металлу с двух сторон кистью или из краскопульта. Наколите плитку, чтобы получилась мозаика. Своими руками рисунки (эскизно) нанесите на внешнюю часть диска. Либо же выложите мозаику на столе и зафиксируйте широким скотчем с лицевой стороны. Затем наносим клей, главное, чтобы он схватился как с мозаикой, так и с поверхностью диска. Если в характеристиках клея написано, что подходит для металлических поверхностей, то значит его можно применять.

После того как керамическая мозаика своими руками приклеена к основанию, затираете швы и даете изделию высохнуть. Двое суток при плюсовой температуре стоит изделие после укладки, и около суток после затирки швов. Чтобы проверить надежность крепления можно диск немного потрясти. Он стал намного тяжелее и… красивее с внешней стороны. Осталось доделать внутреннюю часть. Можно конечно вложить готовый горшок для цветов, но найти подходящей формы и размера достаточно проблематично. Поэтому проложите дно плотным полиэтиленом, в качестве дренажа по стенкам уложите кокосовое волокно и или специальный дренаж. Осталось заполнить горшок землей и высадить цветы или декоративные кусты. Фото уже готового «мозаичного колесного диска» прилагается. У вас должно получиться еще совершеннее.


Мастер класс по мозаике. Фото, как из колесного диска сделали красивую клумбу

На этом примере вы поняли, насколько просто изготовление. Мозаика своими руками дело не такое сложное, как кажется. Посмотрите вокруг и попробуйте украсить ею цветочный горшок или зеркало. А для особо творческих натур можно попробовать даже искусство мозаике в шляпном деле…


Это сложное панно из мозаики делает мастер-профессионал. Попробуете сделать панно для кухонного стола?

Производители

Многие пытаются производить мозаику в подобном стиле, но и по сей день лучшим вариантом является продукция производства итальянских мастеров. Конечно, ехать в Италию за компонентами или заказывать их оттуда – дело накладное и дорогостоящее. Потому есть ряд локальных мастерских, которые могут произвести ничуть не уступающий по визуальным характеристикам аналог. Например, производят подобную мозаику в Уфе, в мастерской «Артель», правда, преобладают в такой кладке местные уральские камни. Делают это интерьерное украшение и в Санкт-Петербурге, в студии A.G. и в студии Андрея Горина. Есть мастерская флорентийской мозаики в Башкортостане и в Хабаровске. В Украине имеется мастерская/галерея, которой заведуют Кошиль и Виталий Малюк. При желании можно найти мастеров, работающий в данной технологии где угодно.

Римская мозаика

Римская мозаика — мозаика, набираемая из маленьких разноцветных кубиков полудрагоценных или поделочных камней или смальты. Малые размеры камня способствуют изяществу и высокой точности изображения. Эта техника выкладывания мозаики зародилась в Древнем Риме, а римляне, в свою очередь, переняли её от греков.

Особенное развитие искусство мозаики получило при Юлии Цезаре и Октавиане Августе, когда в Древний Рим стали стекаться большие богатства с завоёванных территорий. Первые образцы римской мозаики — довольно простые, представляющие орнаменты из геометрических фигур, датируются II в. до н.э. С развитием художественного мастерства в мозаике воплощались изображения животных и людей, и даже развёрнутые сюжетные сцены. Хотя бы одна мозаика, украшавшая пол или стены, имелась в каждом древнеримском зажиточном доме.

Мозаика во Флоренции. 5 век н.э. Раскопки под собором Санта Мария дель Фьоре

В разрушенных вулканом Помпеях были обнаружены мозаики, изображавшие собаку, иногда — дополненные словами Cave canem («Берегись собаки»)

Так что наши таблички на заборах «Осторожно, злая собака!» имеют корни как минимум древнеримские. В Римской Империи подобные мозаичные таблички выкладывались перед входом в дом

Собаки изображались по-разному: с оскалом, на цепи, или свернувшаяся в клубок.

Помпейские мозаики Cave canem

Первые мозаики набирались из гальки — из целых, не расколотых камушков. Предположительно, римская мозаика и появилась в результате развития техники галечного мощения, излюбленного напольного покрытия в Средиземноморье.

Мощение площади в Монако

По сей день можно встретить огромное количество примеров галечного мощения на Лазурном берегу Франции, Италии и Испании.

Римская мозаика собирается из модулей определённого размера. Это, собственно, и отличает её от всех прочих видов мозаики. Мозаичные модули могут быть самых разных размеров: от микроскопических, меньше булавочной головки, до огромных — таких, как на фасаде кинотеатра «Октябрь» в Москве.

Фрагмент мозаики на кинотеатре «Октябрь»

Первоначально римская мозаика делалась из камня, впоследствии была изобретена смальта. Смальта — это заглушённое, то есть непрозрачное цветное стекло, которое выплавляется в печах, затем, после остывания и затвердевания, насекается на модули необходимого размера. После появления такого замечательного материала, как смальта, римская мозаика заиграла новыми, мощными, сочными красками, стала более доступной, так как стекло, в целом, дешевле, чем натуральный камень.

Римская мозаика, из какого бы материала она ни была выполнена, укладывается на ровное подготовленное основание, на специальный клей, подобранный в соответствии с выбранным основанием, после чего швы между модулями затирают затиркой. Цвет затирки также очень важен, так как от него не меньше, чем от цвета основного рисунка, зависит общее впечатление от работы. Традиционно применяют серую или белую затирку, но можно встретить и другие цвета. Очень эффектно смотрится чёрная затирка, так как на чёрном любые другие цвета смотрятся особо сочно.

Самые знаменитые мозаики находятся в Италии в Ровенне, Венеции, Ватикане.

Фрагмент мозаики в Венеции. Собор Сан Марко

Византийский мозаичист 9 века — Мозаики в Айя София, Христос

Это интересно: Поддон для душа из мозаики (33 фото) — поддон на пол в душевой кабине из плитки, какую можно класть, противоскользящая поверхность для сиденья

Из чего сделана эта чудесная мозаика

Всё же XXI век по технологиям ушёл от античности и средних веков в дальние дали, но что-то осталось традиционным. Так какие бывают мозаики по материалу изготовления?

Стеклянная и смальтовая

Венецианское стекло по мозаичным запросам стоит на первом месте. Его внешние качества и физические характеристики превосходны.

Венецианское стекло очень красиво, обладает такими качествами, как долговечность, водостойкость, жаро- и морозостойкость, ударопрочность

У стекла сплошная структура, что исключает тлетворное влияние всяческих микроорганизмов и бактерий, эту мозаику спокойно используют для оформления бассейнов и фонтанов.

Цветовая палитра чрезвычайно богата оттенками, которые получаются благодаря бору, кадмию, селену, авантюрину, перламутру и другим составляющим.

Такой стеклянной мозаикой можно отделать что угодно

Смальта относится к разновидности стеклянной мозаики. В составе материала находятся соли калия и некоторые натуральные соединения, определяющие цвет изделия.

Чтобы получить смальту, прессуют крохотные частички окрашенного стекла, добавляя в процессе оксиды и спекая всё при 700-800ºC в течение 24 часов

Получившийся материал очень стоек к воздействиям физического и химического характера.

Вроде бы и материал непрозрачный, а изнутри разливается загадочный свет

Современный способ изготовления дарует мастерам около 10000 оттенков смальты, поэтому даже поверхность, выложенная в одном цвете, смотрится удивительно разной.

На ощупь смальта приятная, гладкая, а любая грязь с неё удаляется очень легко. Это та самая мозаика, которую можно выложить внутри и снаружи строения.

Керамическая и металлическая

Чипсы керамической мозаики сходны с четырёхугольной плиткой, отличаясь меньшим размером. Производители позаботились о богатстве цвета и декоративных эффектах, вроде глазурования или кракелюра, разводов или имитации неровностей.

Если стеклянная поверхность даже издали смотрится гладко, то керамическая более рельефна

По прочности керамика превосходит стекло, но неглазурованный материал очень пористый, что приводит к разным проблемам. Более дорогой вариант малопористый, называемый монопрессокоттура.

Керамикой облицовывают любые поверхности: бассейны, фасады домов, стены, ванные, кухни

Металлической мозаики в прежние времена не было, это новаторство появилось не так давно. Внешне это штампованные металлические колпачки с высотой в 4 мм. В качестве материала берут полумиллиметровый лист нержавеющей стали. Вспомогательным материалом в комплекте идёт запатентованная резиновая подложка, отвечающая за степень жёсткости.

Форма модулей, фактура и их цвет разнообразны

Внешне это могут быть полированные, матовые, поверхности с насечкой, со слоем латуни или бронзы.

Стоимость одного квадратного метра высока, примерно 250-350 долларов, но включить такое украшение как элемент выходит недорого и стильно.

Есть и другие металлические мозаики из золота и платины с ценой в 3300 евро за 1 м².

Из натурального и искусственного камня

И недорогой туф, и редчайшие мраморные породы: оникс, яшма — практически из любого камня производители могут сделать мозаику.

По цвету это что-то уникальное и неповторимое. Структуры буквально говорящие

Камень оставляют неполированным, полируют, состаривают, а сами чипсы могут быть любой формы. Снаружи используют элементы размером 50×50 мм², внутренняя облицовка включает в себя малые размеры чипсов.

Камень смотрится благородно и основательно

Как натуральный, так и агломерированный мрамор являются мягкими материалами, потому при уходе за ними исключают абразивы, жёсткие мочалки — они попросту испортят изделие, оставив на нём царапины. Также на такие панно нельзя проливать жидкости, содержащие кислоты, то есть вино, соки, уксус. Кварцевые агломераты не столь требовательны.

Прочие виды

Спасибо современным технологиям, позволившим делать комбинации из разной мозаики: комбинируют стекло, керамику, металлические вставки, натуральные камни.

Такие миксы очень оригинальны и уникальны. Ими облицовывают любые помещения

Из дерева тоже делают мозаичные элементы, в основе которых находится бамбук.

Это стильный и уютный вариант облицовки: прочный и качественный

Пиленные морские ракушки являют собой перламутр, превращающийся в чудесное мозаичное панно.

Это переливающаяся и сверкающая поверхность, от которой глаз не оторвать

Этот тип материала тоже можно комбинировать с другими.

Мозаика на улице

С самых древних времен стены, фасады, фронтоны, наличники, входные группы домов украшались мозаикой. В наших условиях долгих зим и больших перепадов температур – это накладывает дополнительные требования к применяемым материалам. Здесь будут уместны натуральный камень, стекло, смальта, нержавеющий металл. При выкладке композиции из натурального камня используют элементы квадратной формы, размер которых составляет от 10х10 мм и до 50х50 мм или прямоугольные элементы 10х20 мм, 20х30 мм, 20х40 мм и т.д. Толщина каменной мозаики зависит от производителя и составляет 8 -20 мм. Материалом служат гранит, базальт, оникс, кварцит, мрамор, доломит, травертин, известняк и другие виды камней. Применяемые элементы могут быть матовыми, глянцевыми, шероховатыми – это зависит от способа обработки поверхности.

Бассейны

Бассейны также являются традиционным объектом применения мозаики, еще со времен Древнего Рима с его роскошными термами с кальдариями и фригидариями. Для облицовки бассейнов используют керамическую мозаику, мозаику из керамогранита, стекла и смальты. Самым дорогим материалом является смальта – это окрашенное по всему объему цветное стекло, из-за высокой стоимости смальту часто чередуют с другими материалами. Чаще всего можно встретить мозаику, выполненную в холодной гамме с различными оттенками основного цвета. Укладывается мозаика на водонепроницаемый, морозостойкий клей (в основном белого цвета). Срок службы стеклянной плитки очень большой, это материал совершенно не поглощает воду, благодаря небольшому размеру элементов им можно облицовывать криволинейные поверхности. При облицовке бассейнов мозаичной керамической плиткой используют специальные сорта с малым водопоглощением и повышенной морозостойкостью.

Фасады

Полностью, облицованные мозаикой фасады зданий встречаются редко, в основном ее применение связано с эстетической составляющей, когда декорируются отдельные элементы или выполняется художественное панно. Тем не менее, мозаичное покрытие фасада представляет собой надежную защиту от любых неблагоприятных воздействий окружающей среды – очень прочное, жесткое, влагостойкое, долговечное и невыцветающее на солнце. Мозаика на фасаде жилого дома придаст ему неповторимую индивидуальную изюминку, сделает его облик единственным и неповторимым.

Производство плитки мозаики

При выборе подходящего материала для изготовления мозаичных плиток можно остановиться на стекле или акриловых смолах. Приобрести компоненты для производства сегодня не составляет труда – магазины предлагают неплохой ассортимент химикатов и наполнителей.

Изготовление или приобретение оборудования не требует знания высоких технологий и больших финансовых затрат. Сам процесс требует соблюдения технологии изготовления, характеризуется невысокими затратами энергии, а по сложности освоения вполне доступен любому грамотному человеку.

Сырье

Выбор ингредиентов для изготовления мозаичных плиток – связующих, наполнителей, красителей — диктуется требованиями, предъявляемыми к прочности и плотности конечного продукта. Стандартным связующим материалом является акриловая пластмасса. Представляет собой жидкую акриловую смолу, затвердевающую при добавлении специального катализатора.

Жидкая консистенция смолы позволяет использовать различные наполнители:

  • песчаные;
  • мраморную крошку;
  • гранитную крошку;
  • цветной гравий мелких фракций.

Для окраски смеси используют как органические, так и неорганические красители. Цвет готовой плитки определяется выбором основы соответствующего пигмента. Наиболее распространенные: оксид железа, соединения хрома, свинца, цинка, титана.

Оборудование

Технология изготовления мозаичной плитки настолько проста, что не требует огромного помещения, сложного оборудования и печи для выпекания плиток. Размеры и формы для изготовления мозаичной плитки путем заливки выбираются в соответствии с требованиями к размерам плиток.

Особого внимания требует процесс дозировки компонентов. Необходимы точные весы и градуированные емкости, которые позволят точно измерять вес и объем ингредиентов.

Емкости для хранения исходных материалов выбирают исходя из сроков их хранения и планируемых объемов производства. Инструментарий для приготовления смеси, ее заливки и формовки (ложки, набор шпателей, трубок и др.) используют стеклянный или пластиковый.

Процесс изготовления

Использование столь несложного инструментария для изготовления мозаики из акриловой пластмассы говорит о простоте самого производственного процесса.

Самая сложная стадия — это приготовление смеси. Точность дозировки каждого компонента важна для получения высококачественного продукта. В емкость для смешивания помещают необходимое количество наполнителя, добавляют отмеренный вес красителя и заливают акриловой смолой. После перемешивания готовую смесь распределяют по формам. Затвердевание и высыхание плиток происходит естественным образом без воздействия высоких температур. После извлечения из форм, готовая продукция подлежит финишной обработке для придания ей совершенной формы и вида.

Метод изготовления

Процесс изготовления флорентийской мозаики можно условно разбить на три этапа:

  • заготовительные операции — выбор качественного сырья, разметка камня и его нарезка;
  • набор элементов мозаики — существуют два способа: прямой и обратный;
  • финишная отделка — доводка и полирование изделия.

Выбирая камень, очень важно знать и учитывать его свойства, поскольку от этого зависит направление реза. Каждый минерал обладает индивидуальными оптическими характеристиками, по-особому переливается на свету и имеет свою структуру

Камень обязательно смачивают водой, тогда он становится ярким, как после полировки, и можно понять, как будет выглядеть готовое изделие.

Отобранные камни размечаются и режутся на специальном станке. Во время этого процесса обильно льют холодную воду для охлаждения пилы и тщательно следят за соблюдением техники безопасности. Элементы вырезаются с запасом на обработку стыков.

Флорентийские мастера вырезали нужные фрагменты из тонких, толщиной в 2-3 мм пластинок с помощью особой пилы — своеобразного лука из согнутой упругой вишневой ветки с натянутой проволокой. Некоторые умельцы продолжают использовать этот аутентичный инструмент и сегодня.

Доводка отдельных деталей по контуру производится на шлифовальном станке с помощью карборундового круга или алмазной планшайбы, вручную дорабатывается алмазными надфилями.

При сборке элементов в общую картину обратным методом фрагменты мозаики укладываются лицевой стороной вниз по трафаретам и закрепляются с изнанки клеящим составом на основу (например, из стекловолокна или кальки). Эта технология удобна для создания масштабного проекта: собранные таким образом крупные части из мелких элементов затем монтируются по месту. Этот способ также позволяет шлифовать лицевую поверхность мозаики в условиях мастерской.

Техника прямого набора представляет собой укладку фрагментов рисунка сразу на постоянную основу. Старые мастера по месту выкладывали на выровненном закрепляющем слое куски нарезанных каменных пластин. Сегодня прямой набор, как и обратный, чаще всего делается в мастерских на основу из стекловолокна, а затем переносится на объект.

Собранное изделие обрабатывается с помощью доводочных и полировальных паст. Для разных пород камня используются различные полирующие составы, в зависимости от физико-механических свойств минерала.

Это интересно: Выбираем штукатурную смесь для наружных работ: разбираемся во всех нюансах

Подготовительные шаги

Первоначально ищут сырьё, не исключено, что оно осталось у вас после ремонта. В крайнем случае, бракованные плиты можно приобрести в строительном магазине по бросовой цене, возможно, вам пожертвуют свои запасы друзья или родственники.

Для усложнённого композиционно панно потребуется эскиз. Распланировав сюжет и определившись с палитрой, можно приступать к самому процессу, беря в учёт следующие нюансы:

  • Творить начинают с середины, так удобнее сохранить пропорции;
  • Первыми укладывают крупные фигуры людей, животных, предметы со сложной геометрией;
  • Завершающие штрихи – абстрактные формы и фон.

Следование таким нехитрым правилам поспособствует прекрасному результату.

Особенности набора мозаики

Известны два вида укладки мозаики — так называемые прямой и обратный наборы. В первом случае изображение выкладывают непосредственно на поверхности и закрепляют в штукатурном слое. Это самая древняя техника, именно она была характерна для римской и византийской мозаики, является наиболее сложной и трудоемкой в исполнении. Обратный набор использовали в основном после XVIII века, он был более прост. При такой технике изображение выкладывают на кальку лицевой стороной вниз. После закрепления композиции с тыльной стороны ее лицевую часть окончательно обрабатывают, а иногда шлифуют. В результате возникает не просто эффект мозаики в привычном понимании, а иллюзия приглушенного блеска и фактуры даже не камня, а гобелена или ковра.

Фоновая мозаика.

Ее создают из обыкновенной плитки (обычно размером 300х300 мм). На ней делают пропилы любых размеров. При этом сохраняется структура плитки и возникает эффект выложенной чипсами стены или пола.

Миксы.

Разноцветные чипсы совершенно произвольно приклеивают к поверхности, при этом появляется ощущение некоторой заданности.

Мозаичные панно

(используют метод обратного набора). На основу готового рисунка накладывают фрагменты мрамора, гранита, конгломерата, все это наклеивают на самоклеящуюся пленку, затем на сетку (получается отдельная плитка). По желанию заказчика лицевую сторону шлифуют.

Современную мозаику набирают там же, где и производят. Для точных рисунков чипсы скалывают вручную. В магазины и салоны готовая продукция поступает в виде так называемых матриц, представляющих собой куски бумаги или сетки, на которые наклеены в строго определенном порядке чипсы.

На месте, где укладывают матрицу, надо лишь соединить фрагменты и прикрепить их к поверхности с помощью специального клея. Бумага наклеена на лицевую сторону чипсов, а сетка — на тыльную. После монтажа сетка навсегда остается под чипсами, а бумагу смачивают и удаляют. Специалисту нужно для укладки мозаики от двух дней до двух недель (в зависимости от размера и других особенностей поверхности).

 

 

Просмотров: 7891 с 20.09.2010

Какое стекло лучше использовать

Наиболее распространенным и бюджетным материалом для создания панно является однотонное стекло для мозаики. Элементы оптимальны для создания фона для художественного рисунка, декоративного панно.

В помещениях с высокой влажностью (сауны, бассейны, спортивные комплексы, душевые комнаты) часто применяется мозаичная смесь. Для декорирования ванн необходимо использовать клей с влагостойкими характеристиками. Отделочный материал универсален, прост в укладке. Можно варьировать контрастность цветовых сочетаний под дизайн помещения.

Материал с добавлением авантюрина рекомендуется для интерьеров в стилях барокко, рококо, классический, готический. Состав отличается мерцающим блеском и придает изысканность интерьерам с насыщенной коричневой гаммой, с черными вставками, темной мебелью.

Мозаика из стекла с золотистыми частицами придает изысканность интерьеру, подходит для компактных либо больших пространств при отделке фрагментов стен, напольных покрытий

При подборе продукции важно оценить цветовую гамму интерьера, т.к. предлагаются золотистые элементы с оттенками сиреневого, голубого, зеленого, красного, проявляющиеся при солнечных лучах либо при искусственном освещении

При выполнении сплошного декора из мозаичной укладки специалисты рекомендуют растяжки с готовыми вставками частиц. Градиентные переходы спросом пользуются при оформлении ванных комнат, душевых, санузлов, спортивных комплексов.

Самостоятельно выполнить оригинальный дизайн с минимальными затратами можно, создав мозаику из битого стекла. Рисунки из мозаики превосходно смотрятся в оформлении гостиных, прихожих, в качестве цветовых акцентов при укладке керамических плит.

Использование флорентийской мозаики сегодня

Высокую декоративность флорентийских мозаик давно оценили архитекторы. В советский период использование различных видов мозаики для общественных помещений переживало свой расцвет. В основном панно делали из смальты, но флорентийский метод также не был забыт и активно применялся. А поскольку эта техника наиболее долговечна, так как годы не властны над каменными картинами, то они до сих пор выглядят как новые.

В современных интерьерах правильно подобранная флорентийская мозаика не будет выглядеть чужеродным и устаревшим элементом. Великолепные узорные панно для стен и пола в холле, ванной, кухне можно вписать как в классический стиль, так и в модерн, они оживят строгий хай-тек или лофт. Прекрасно будут смотреться мозаичные полотна и в отделке бассейна или террасы в загородном доме.

Интересно смотрятся и малые формы данной мозаики: декорирование шкатулок, зеркал, подарочных письменных наборов для кабинета и так далее.

Эта техника также широко используется в ювелирном деле: крупные броши, серьги, перстни, кулоны с наборным каменным рисунком несут в себе особую притягательность натурального материала.

Несмотря на технологический прогресс, метод флорентийской мозаики все равно остается трудоемким и рукотворным, поэтому эти произведения достаточно дороги, а цена лучших образцов сопоставима со стоимостью шедевров классической живописи.

Еще больше об искусстве «каменной живописи» в следующем видео рассказывает мастер.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий