Как построить гараж из сэндвич-панелей своими руками

Гараж для авто, его виды и какой гараж лучше выбрать?

Гараж представляет собой помещение, служащее одновременно местом стоянки автомобиля, мастерской, хранилищем для различных вещей, охотничьих или рыболовных принадлежностей и т.д. Такие обширные функции гаража выдвигают повышенные требования к его размерам.

Если гараж строится в кооперативе, то возможности изменить размер отведенного участка практически не имеется. Другое дело гараж, построенный на участке возле частного дома.

В этом случае можно выбирать один из наиболее распространенных вариантов:

  • Совмещенный, или встроенный в дом. Такой вариант считается наиболее привлекательным, но имеются и некоторые неудобства — выхлопные газы от работающего двигателя неминуемо попадают в дом, что не понравится никому. Это вынуждает помимо гаража сооружать еще и навес, под которым автомобиль можно прогреть, отремонтировать или просто оставить для стоянки. Тем не менее, удобство пользования и близость расположения такого гаража самые высокие.
  • Отдельно установленный. Такой способ расположения гаража имеет и преимущества, и недостатки. К плюсам можно отнести отсутствие запахов, звуков от работающего двигателя, сварки или прочих технологических проявлений. Недостатком является необходимость отведения некоторой площади под гараж и дорогу, ведущую к нему, что для небольшого участка может быть непреодолимым препятствием.

Кроме того, стали модными двухэтажные гаражи. Это не двухуровневые, т.е. имеющие дополнительный уровень, погруженный в грунт. Это именно двухэтажные постройки со складом, комнатой отдыха или даже жильем на втором этаже.

В качестве строительного материала применяются:

  • Кирпич.
  • Шлако- или гипсоблоки.
  • Металлические листы, профнастил.
  • Бетонные плиты.
  • Деревянные (каркасные) постройки.

Выбор материала обусловлен, прежде всего, его наличием. Кроме того, определяющими обстоятельствами могут стать цена или доступность материала, прочность, пожароопасность и т.д. Все эти критерии вполне обоснованы, но каждый из вариантов имеет некоторые ограничения.

В частности, чем прочнее материал, тем большая необходимость возникает в прочном фундаменте. Легкие стены не требуют мощного основания, но сами по себе они не могут обеспечить должную защиту от непогоды, низких температур или визита злоумышленников.

Тем не менее, существует компромиссный вариант, позволяющий построить достаточно легкую, но вполне прочную и надежную постройку — гараж из сэндвич-панелей.

Особенности эксплуатации помещения и уход

Дача, гараж или сарай из СИП-панелей прочны и надежны, однако, чтобы здание служило дольше, за ним нужно тщательно ухаживать. Для этого выполняют такие действия:

  1. Каждые полгода осматривают стены и крышу на наличие щелей или других дефектов.
  2. Не допускают чрезмерных нагрузок на панели, ударов. Это помогает избежать появления вмятин, повреждения утеплителя.
  3. К панелям не крепят тяжелые мебельные модули, лестницы или механизмы.
  4. Кровлю снабжают водосточным желобом. Зимой регулярно освобождают крышу от снега.
  5. Облицовочное покрытие СИП-плит очищают моющим средством, не содержащим абразивных веществ.
  6. При повреждении защитного слоя панели используют ремонтную краску.

Монтаж гаражного каркаса

Каркас гаража может быть выполнен как из деревянных, так и из металлических сэндвич-панелей.

Если применяется именно древесина, необходимо использовать брус, сечение которого составляет 100х100 миллиметров.

Металлическая основа выполняется из профиля (прямоугольной трубы или уголка) из стали, отдельные элементы соединяют болтами или сваривают. Нередко также применяют профили П-образной конфигурации, которые соединяют друг с другом с использованием саморезов.

Основой каркаса выступает цокольный ригель, которые монтируется с использованием особых дюбелей, предназначенных для бетона, либо анкеров.

Каркас гаража из сэндвич-панелей, составляющий стены конструкции — это по сути четыре прямоугольника для четырех стен гаража. Их составляют несущие стойки, расположенные по углам этого строения, которые должны быть максимально прочными.

Кроме того, дополнительно требуется укрепить этот каркас, включив в него ряд промежуточных стоек. Расстояние между этими стойками определяется тем, какой именно материал используется. Если такие промежуточные стойки выполняются из стального проката, то дистанция между ними может быть установлена в 3 метра, а если из оцинкованных профилей — то в 0,5–0,8 метров.

Имеет смысл все четыре прямоугольника, составляющих четыре стены, собирать порознь и в процессе добиваться того, чтобы расположение всех элементов (стоек и перемычек) было перпендикулярным.

Далее, когда эти стенки готовы, их ставят на цокольный ригель и скрепляют друг с другом.

Монтаж основы крыши гаража производится таким же образом. Если крыша запланирована односкатной, то устанавливают прямые поперечины, если же двускатной, то конструкции треугольной формы с усилением по типу фермы.

Далее, когда каркас собран, монтируют непосредственно сэндвич-панели.

Подготовка и установка фундамента

Фундамент — основа устойчивости и долговечности постройки. Для гаража традиционно делается ленточный фундамент по периметру стен с последующей заливкой бетонного пола.

При этом, возможны различные варианты:

  • Плитный (монолитный) фундамент.
  • Свайный или свайно-винтовой.
  • Столбчатый.

Часто ошибочно полагают, что, если стены и крыша довольно легкие, то и с фундаментом особо напрягаться не стоит. Однако, учитывая вес автомобиля, различных инструментов, приспособлений и оборудования, которыми рано или поздно «обрастает» любой гараж, общая нагрузка на основание получается вполне солидной.

Еще одним фактором, влияющим на выбор типа фундамента, является состояние грунта и гидрогеологические условия участка. Если почвенные воды находятся высоко, то о ленточных типах фундамента можно забыть. В таких случаях применяются свайный или свайно-винтовой тип основания.

Монолитный (плитный) тип требует большого расхода материалов, но удобен при наличии существенных сезонных подвижек почвы — плита попросту перемещается вместе с верхними слоями грунта, как бы «плывет» на них.

Существует упрощенный вариант возведения плитного фундамента, когда на подготовленный участок (песчано-гравийная подсыпка, планировка) просто укладывается ж/б плита перекрытия нужного размера. Для гаража такой вариант вполне приемлем, но построить в нем смотровую яму или подвал уже не удастся.

Рассмотрим наиболее распространенные вариант — ленточный фундамент.

Порядок действий:

  • Выкапывается траншея под ленту на глубину порядка 500 мм (в сложных случаях можно углубиться на 700 мм). Ширина траншеи составляет около 400 мм.
  • На дно насыпается и трамбуется слой песка 100 мм. Он компенсирует подвижки почвы, соберет лишнюю воду.
  • Поверх засыпается такой же слой гравия.
  • Устанавливается опалубка из расчета, чтобы ширина ленты составила не менее 300 мм.
  • Внутри опалубки устанавливается слой гидроизоляции — полиэтилен, рубероид или подобные материалы.
  • Вяжется или сваривается арматурный каркас. Для такого размера хватит двух рядов двойного прутка диаметром 12 мм с вертикальными перемычками.
  • Заливается бетон, выдерживается до полного застывания.
  • Опалубка снимается. Заливку пола рекомендуется производить отдельно, но не будет ошибкой одновременная заливка ленты и пола. Если планируется устройство смотровой ямы, то потребуются земляные работы или создание арматурного каркаса, что лучше производить под крышей.

Расчет необходимого количества материала

Стандартные сэндвич-панели имеют габариты 1,25 х 2,5 м. Изделия других размеров производят по индивидуальному заказу, стоит такой вариант дороже.

При определении комплекта для гаража рассчитывают позиции:

  • количество плит для стен;
  • число сэндвич-панелей для крыши;
  • габариты ворот, окон, дополнительных дверей;
  • вид и погонаж металлоконструкций каркаса;
  • объем песка, щебня, арматуры, проволоки для фундамента, древесины для опалубки;
  • количество материалов для пола и отделки.

На бумаге рисуют раскладку панелей между каркасными стойками и перекладинами, чтобы посчитать стеновой материал. Учитывают, что для стеновых заполнений больших габаритов нужен погрузчик или кран, например, плита 1,0 х 6,0 м весит около 90 кг.

Стойки каркаса располагают так, чтобы пролет между ними не был больше ширины двух плит, если ставить их вертикально. Промежуток между опорами не должен превышать трех метров, если панели располагают горизонтально.

На одну плиту рассчитывают по 4 – 10 метизов в зависимости от длины (2 – 6 м). Кровельный материал считают в квадратных метрах с учетом наклона скатов и перехлеста при соединении. По размерам проемов заказывают элементы входной группы и оконных заполнений.

От чего зависят эксплуатационные качества сэндвич-панелей для гаража

Наружные тонкие стенки создают из прочных материалов. Между ними помещают наполнитель с пустотами, обладающий улучшенными изоляционными характеристиками.

Компоненты типовой конструкции

Из таких плит создают стены и кровлю. В малоэтажном строительстве применяют вертикальную установку элементов. Высокие сооружения возводят с использованием горизонтальной схемы.

Замковое соединение обеспечивает прочность и герметичность узла, исключает ошибки при сборке

Материалы для утеплителя

Цена модульного гаража из сэндвич-панелей во многом зависит от выбранного наполнителя.

Материал/производственный стандарт (ГОСТ)ПреимуществаНедостатки
Минеральная вата/32603-2012Пожаробезопасность, разумная себестоимость, плотное заполнение сложных по форме полостей.Небольшая прочность. Быстрое ухудшение полезных характеристик при увлажнении. Значительный вес.
Вспененный полистирол/15588-2014Минимальная стоимость, небольшой вес, устойчивость к влаге.Без специальных добавок (антипиренов) пенопласт легко воспламеняется. С применением таких компонентов повышают температуру воспламенения.
Вспененный полиуретан/23486-79Низкая теплопроводность. Материал не пропускает воду, поэтому способен выполнять функции слоя гидроизоляции. Высокая прочность.Разрушается ультрафиолетовым излучением.
Вспененный полиизоцианурат/23486-79Повышенная стойкость к солнечному свету, открытому пламени, агрессивным химическим соединениям. Отличные теплоизоляционные характеристики.Стоимость материала выше, по сравнению с приведёнными выше вариантами.

Обшивка сэндвич-панелей

Демократичная цена быстровозводимых гаражей их сэндвич-панелей объясняется невысокой стоимостью типовой обшивки. Применяют профилированный стальной лист с толщиной 0,4-0,5 мм. Его защищают холодной или горячей оцинковкой от коррозии. Дополнительно создают защитно-декоративный слой из порошковой краски, полимерных материалов. Часто используют специальные пожаробезопасные материалы.

Также выпускают панели с обшивкой и внутренним каркасом из древесины.

Технические параметры сэндвич-панелей

Чтобы построить качественный гараж из сэндвич-панелей, необходимо внимательно изучить нагрузку и особенности использования. Стеновые и кровельные сэндвич-панели для гаража выпускают шириной 100 и 120 см. Длина – в диапазоне от 50 см до 13,5 м. По достаточно крупному заказу производитель создаст изделие с нужными размерами.

Изоляционный материалТип панелиВес при разной толщине сэндвич-панели, кг/м²
50100150
Минеральная ватаСтеновая16,52227,2
Кровельная17,52430,5
ПенополистиролСтеновая11,712,514,2
Кровельная12,213,514,7
Пенополиуретан, вспененный полиизоциануратСтеновая9,211,214
Кровельная12,414,4

При эффективной звуковой изоляции шумные работы в гаражной мастерской не будут беспокоить жильцов дома и соседей

УтеплительХарактеристики сэндвич-панелей толщиной 100 мм
Плотность, кг/м³Теплопроводность, Вт/МкЗвуковая изоляция, дБТермическое сопротивление (Rt)
Минеральная вата105-1400,05322,08
Пенополистирол10-250,042322,56
Пенополиуретан, вспененный полиизоцианурат410,022324,76

При такой толщине огнестойкость сэндвич-панели с наполнителями из минеральной ваты/пенополистирола соответствует нормативу EI 90/ EI 15. Это значит, что при огневом или высокотемпературном воздействии целостность сохраняется на протяжении 90/15 минут, соответственно.

Длина пролёта кровли, смНесущая способность при равномерной нагрузке для сэндвич-панелей разной толщины, кг/м²
50 мм100 мм150 мм
15021411595
250251172141
300272213188

Расстояние между стеновыми опорами устанавливают не больше, чем приведённые ниже значения. Расчёт сделан для ветровой нагрузки не более 45 кг/м²:

  • толщина сэндвич панели − 50 мм,пролёт − до 390 см;
  • 100 мм, 600 см;
  • 150 мм, 735 см.

Правильный выбор строительных материалов обеспечивает безопасность в экстремальных ситуациях

Поэтапное руководство по строительству гаража

Приступаем к самостоятельному строительству гаража из шлакоблока.

Первый этап – фундамент

Начинаем с обустройства фундамента. Строение из шлакоблока будет иметь сравнительно небольшой вес. Мелкозаглубленного ленточного основания вполне хватит.

Роем траншею в соответствии с разметкой. В идеале глубина конструкции должна превышать уровень промерзания почвы. Чаще всего заглубляются на 60-80, а иногда и на 100 см. На этом же этапе подготавливаем углубления для погреба и смотровой ямы, если их наличие предусмотрено проектом.

Прикрепляем к стенкам ямы полиэтиленовую пленку либо рубероид для гидроизоляции.

Засыпаем дно траншеи 20-30-сантиметровым слоем смеси щебенки и гравия с тщательной последующей утрамбовкой.

Устанавливаем опалубку с расчетом, чтобы высота готовой бетонной конструкции примерно на 100 мм превышала уровень грунта.

Даем бетонной смеси застыть. По регламенту бетон набирает прочность в течение 28 суток. Поверх застывшей ленты укладываем рубероид в два слоя для гидроизоляции.

Второй этап – стены

Высоту и длину стен определяйте индивидуально. Кладка блоков выполняется подобно кирпичу. Наиболее популярные способы следующие:

  • в половину камня;
  • в камень;
  • в полтора камня;
  • в два камня.

Толщина кладки напрямую влияет на устойчивость готовых стен к ветровым нагрузкам, температурным перепадам и пр.

Наиболее часто, как отмечалось, строители используют «кирпичный» способ кладки, при котором следующий укладываемый ряд перекрывает швы нижележащего. Сначала выкладываем углы, затем протягиваем между ними веревки для ровности кладки и продолжаем работу.

В процессе обустройства стен придерживаемся следующих важных правил:

укладываем блоки с перевязкой швов; если стены строятся без дальнейшего утепления и иной облицовки, тщательно контролируем качество швов на каждом этапе. Рекомендуется делать расшивку; вымеряем каждый блок строительным уровнем.

Особое внимание уделяем стартовому ряду; прежде чем выкладывать блоки со стороны ворот, устанавливаем хотя бы их раму для лучшего ориентирования. Делаем это с проверкой по уровню и временно фиксируем конструкцию распорками; соблюдаем уклон к передней части не менее 0,3 м.

В верхней части стен оставляем гнезда для установки балок перекрытия. Рекомендованные размеры – 200х200х150 мм. Зазоры потом сможете заложить или задуть. Оптимальный шаг размещения гнезд – 100 см.

Балки располагаются на одинаковом расстоянии и на них укладываются элементы заполнения, которые выполняют ограждающую функцию.

Третий этап – крыша

Основание крыши делаем из двутавровых балок – это самый оптимальный вариант. Длину элементов подбираем так, чтобы она на 250 мм превышала ширину постройки.

Балки кладем поперек с шагом порядка 1 м. Крепим балки подходящим способом, к примеру, с помощью анкеров.

После этого зашиваем основание брусьями толщиной 4 см. Укладываем брус максимально плотно. Поверх брусьев кладем рубероид, на него утеплитель (минвату, шлак либо керамзит), заливаем 2 см стяжки и завершаем «пирог» акваизолом, рубемастом либо другим подходящим материалом. При желании можете выбрать другое финишное покрытие на свое усмотрение.

Четвертый этап – пол

Пол делаем на уровне с цоколем. Стандартно заливается стяжка толщиной не менее 100 мм. Предварительно очищаем поверхность от мусора, выравниваем ее и по необходимости засыпаем дно песком либо мелким гравием.

Стяжку делаем из бетона марки М200. Материал льем непрерывно, медленно, в несколько слоев. Даем бетону схватиться и затираем поверхность.

Чтобы в гараж было удобно заезжать, обустраиваем пандус в передней части строения. Обязательно делаем 50-70-сантиметровую отмостку по всему периметру здания. Она обеспечит своевременное отведение воды от основания.

Вариант изготовления пола в гараже из бетона и блоков. Выкладываем бетонные плиты, а пространство между ними заполняем бетоном и бутовым камнем.

Некоторые тонкости возведения

  1. Саморезы следует ввинчивать в поверхность строго перпендикулярно плоскости панели, чтобы избежать появления на ней трещин или щелей, сквозь которые внутрь может проникать влага.
  2. Вкручивать саморезы следует в выступающую часть профиля.
  3. Зажимать саморез следует до того момента, когда силиконовая шайба слегка сплющится, но не вдавится в основание полностью.
  4. На стыках следует оставлять небольшие тепловые зазоры.
  5. Защитная пленка не обдирается до конца сборки, а также не оставляется после завершения работ, чтобы между нею и материалом не скапливалась влага.
  6. При подгоне панели до нужного размера следует пользоваться лобзиком со специальным полотном, а не болгаркой.

Обзор проектов гаражей из сэндвич-панелей и металлокаркаса

Когда приобретают готовый комплект гаража из сэндвич-панелей с установкой, цену проверяют по отдельным позициям. Подробные чертежи помогут составить список материалов.

Одноэтажные гаражи из сэндвич-панелей

Такие конструкции не создают большую нагрузку. В некоторых ситуациях используют готовую асфальтированную площадку или другую поверхность с достаточно твёрдым и ровным покрытием.

Необходимо продумать стыковку с основным зданием

В этом варианте создана дополнительная опора капитальной стеной дома. Однако в процессе эксплуатации могут появиться щели по следующим причинам:

  • разные коэффициенты температурного расширения прилегающих материалов;
  • смещение фундаментов;
  • недостаточная прочность каркаса для реальных ветровых и снеговых нагрузок.

Отдельно стоящее строение проще создать без ошибок

Длину стен выбирают так, чтобы после размещения автомобиля внутри со всех сторон оставалось свободное расстояние 100-150 см. Стандартное решение – 400×600 см при ширине ворот в 2,4-2,7 м.

Высоту делают достаточной для монтажа подъёмных механизмов и приводов

Схема силового каркаса

В здании можно сделать несколько функциональных зон

С помощью такого чертежа нетрудно определить, сколько понадобится стеновых и кровельных сэндвич-панелей для строительства гаража

Не забудьте о проектах электропроводки, вентиляции и других инженерных систем

При недостатке свободного пространства применяют подобные узкие конструкции. Следует продумать режим пользования, чтобы минимизировать неудобства в процессе эксплуатации

Двухэтажные гаражи из сэндвич-панелей

В таком исполнении сооружение занимает меньше места на земельном участке. Дополнительная полезная площадь пригодится для размещения мастерской, складских и других технических помещений.

При желании на втором этаже можно создать полноценные жилые комнаты

В этом примере показана лестница, которая установлена снаружи. Необходимо понимать, что такие решения подходят для южных широт. Использование открытого подъёма в условиях морозной снежной зимы существенно затруднено.

Двухэтажные здания сооружают из цельных сэндвич-панелей, которые устанавливают вертикально. В таком варианте укрепляют перекрытие, которое рассчитывают на определённые нагрузки с запасом. Обязательно учитывают вес мебели, оборудования.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий