Мозаика: происхождение и виды

Современное искусство

Византийские мастера показали достойный пример современникам. Их творческий путь продолжается и сегодня. Техника выполнения мозаики стала не просто визитной карточкой государства, но и образцом классического искусства.

Многие известные художники 21 века опираются на знания старинных мастеров. Они используют те же названия и определения, техники смешивания смальты и выкладывания стекла. Некоторые православные церкви украшены по канонам Средних веков. А в одном из центров изучения древних культур — художественной академии Равенны — есть класс по старинному искусству мозаики. Сов сего мира сюда приезжают специалисты для прослушивания лекций и участия в семинарах. Выпускники способны делать копии известных византийских картин и реставрировать изображения.

Сегодня можно увидеть старинные образцы в Стамбуле и Италии. Местные соборы и мавзолеи украшены изнутри великолепной мозаикой. В Равенне и Айя-Софии находятся самые древние примеры византийских изображений. А также можно найти панно в некоторых церквях Киева, мастера Руси также заимствовали идеи у византийцев.

Плюсы и минусы мозаики из камня

Почему каменная мозаика так ценится? Ведь есть масса других материалов, более доступных по стоимости, ярких и привлекательных на вид, легких в обработке. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно поближе ознакомиться с ее достоинствами, перечень которых не так уж мал.

Экологичность. Поскольку камень является природным материалом, он не содержит химически агрессивных веществ, опасных для здоровья. По этой причине он отлично подходит не только для наружной отделки, но и для жилых помещений.

Фасад, украшенный мозаикой

Долговечность. Натуральный камень не боится перепада температур, длительного промерзания, влаги, воздействия ультрафиолета. Теми же свойствами обладает и мозаика – даже в неблагоприятных условиях она годами сохраняет великолепный вид, не разрушается и не выцветает.

Прочность. Каменная мозаика в разы прочнее керамической и стеклянной, поэтому она лучше переносит механическое воздействие, не покрывается царапинами и трещинами. Разумеется, сильный удар может расколоть камень, но ведь специально бить по облицовке ни один домовладелец не будет. Поверхность такой мозаики устойчива к истиранию, ее можно многократно мыть и чистить.

Привлекательность. Каждый камень имеет свой природный оттенок и неповторимый рисунок, которые сохраняются в каждом маленьком фрагменте. Правильный выбор и комбинирование таких фрагментов позволяют создавать настоящие мозаичные шедевры. Но даже покрытие из одинаковых камешков отличается очень высокой декоративностью, благодаря интересной текстуре и игре света на камнях.

Декоративная отделка фасада: мозаика

Простота отделки. Несмотря на то, что укладка мозаики – занятие довольно длительное, сам процесс нельзя назвать сложным. Работая по шаблону, выложить узор или небольшое панно сможет любой, а уж справиться с мозаикой на сетке тем более.

Отделка фасада дома мозаикой

Недостатки мозаики из камня:

  • высокая стоимость;
  • большой вес покрытия.

Стили и оттенки штукатурок: как выбрать и сочетать

Декоративная штукатурка уместна в любом интерьере: от строгой Классики до дерзкого и динамичного Авангарда. Рассмотрим особенности пяти наиболее популярных стилей.

Модерн

Интерьер в стиле Модерн

Цветовая гамма пастельная. Нет ярких пятен. Оттенки бежевые, серые, коричневые, зеленые. Могут присутствовать золотистые и хромированные поверхности. В интерьерах много растительных орнаментов, плавных изогнутых форм, переплетений.

Классический

Классический стиль в интерьере

Пастельные оттенки, белые потолки. В интерьере прослеживается четкая симметрия. Потолки могут быть украшены лепниной, широкими багетами. Слишком яркие краски не приветствуются, основные оттенки бежевые, светло-желтые, светло-серые, светло-голубые, нежно-розовые. Можно сочетать два вида штукатурок — гладкую матовую как основной фон и фактурную как панно в багете на стене.

Арт-деко

Оформление спальни в стиле Аrt-deco

Смелый французский буржуазный стиль, вобравший в себя элементы африканской и индийской экзотики, египетского искусства, ампира.

Столовая в стиле Арт-деко

Цветовая палитра контрастная, “приправленная” металлическими поверхностями. Основные оттенки: черный, белый, коричневый, серебристый, беж. Дополнительные оттенки в приглушенных вариациях: бордо, зеленый, голубой, золото. Приветствуются паттерны и яркие акценты.

Hi-tech

Стиль Хай-тек в интерьере

Современный стиль, которому присущи геометричность и минимализм. Не приветствуются мелкие узоры, растительные орнаменты, бесформенные переливы. Оформление интерьеров однотонное, контрастное. Главенствуют такие цвета как белый и черный, красный и серый, насыщенный синий, реже — зеленый и коричневый как акценты.

Этнический

Этнический стиль в интерьере

Самобытный и в каждом отдельно взятом интерьере уникальный. Основная задача стиля — имитировать быт и культуру какого-либо народа, например, Японии, Индии, Китая, Африки и др. Оттенки выбираются присущие национальному колориту.

Декоративные покрытия с эффектом бетона часто используются в интерьерах Лофт и Гранж.

Штукатурка под бетон в интерьере ЛофтИнтерьер ресторана в стиле Гранж

Обычно это серые фактурные или гладкие покрытия. Однотонные, а также с нарисованным поверх штукатурки граффити.

Отделка стен мозайкой

Отдельно хотелось бы рассмотреть декорирование стен при помощи этого метода. Это может быть фотокартина или обычный орнамент. Площадь — любая. Мозаика изготавливается фирмой на заказ и прикрепляется на стену уже готовым рисунком с помощью клея.

Нередко встречается оформление ванной комнаты мозаикой одного цвета. Её можно дополнить вставкой зеркал, чтобы интерьер выглядел гармонично.

Очень редко декорирование стен мозаикой используется в других комнатах. В таком случае мозаика хорошо сочетается с кожаным диваном, полом футуристического стиля и модным журнальным столиком.

Мозаика — отличный материал для отделки и декора. Его использование придаёт помещению изюминку. Но укладка данного материала сложна. Следовательно, чтобы получить качественную работу, необходимо доверить работу профессионалу.Рекомедуем посмотреть:

  • Варианты дизайна однокомнатной квартиры
  • Интерьер в стиле фьюжн: особенности, оформление
  • Стиль стимпанк в интерьере
  • Римский стиль
  • Золочение декора

Затирка швов

Прежде, чем приступить к затиранию швов, должно пройти больше суток после укладки мозаики, чтобы плиточный клей успел отвердеть. Сначала нужно очистить швы от грязи, жира и клея. Чтобы учитывать все нюансы во время нанесения и использования затирки, нужно обязательно ознакомиться с инструкцией. Речь идет о ширине шва, приготовлении материала, этапах и условиях проведения работ. Заливка пола производится, например, также легко, если у владельца есть желание.

Перед проведением затирки, нужно промочить края мозаики, чтобы улучшить вид шва. Чтобы не испортить саму мозаику, ее поверхность перед этим нужно обработать специальным средством, которое дает защитный слой.

Наносится затирка резиновым шпателем сверху вниз по диагонали, а через 20-45 минут после плотного заполнения швов убираются излишки. Когда она высохнет, покрытие натирается сухой тряпкой.

Время до полной эксплуатации поверхности обычно указано в инструкции к затирке, при этом нужно защитить покрытие от света, смены температур, сквозняка и контакта с водой.

Флорентийская мозаика

Основателем первой профессиональной мастерской был герцог Фердинанд I ди Медичи. По его приглашению приезжали лучшие мастера камнерезы с Италии и даже других стран. Сырье добывалось в родной стране и поставлялось с:

  • Индии;
  • Ближнего Востока;
  • Африки.

Такая работа была очень важной для все страны. Она приносила огромную прибыль и пользовалась популярностью у европейских правителей

Картины из камня, созданные в Флоренции украшали самые роскошные дворцы и палаты королей.

Метод изготовления флорентийской мозаики характеризуется точнейшим подгоном каждой детали будущего полотна. Между камнями разного цвета и текстуры просто невозможно рассмотреть даже малейшие швы и линии стыка. Поверхность обретала идеальную гладкость после шлифовки.

Такая мозаика отличается не только красотой, но и долговечностью. Все краски, присутствующие на полотне, не тускнеют даже по прошествии многие веков. Между оттенками есть очень плавный переход, благодаря этому полотно превращается в настоящую картину, которую даже нельзя назвать инкрустацией. Мастера из Флоренции часто использовали в качестве основного фона мрамор черного цвета. на нем другие краски смотрелись еще ярче и привлекательнее.

Флорентийские мастера работали со многими полудрагоценными камнями, но их любимым материалом были:

  • яшма;
  • сердолик;
  • аметист;
  • халцедон;
  • кварц;
  • оникс;
  • бирюза;
  • лазурит.

Благодаря использованию высоких температур получалось придать камням нужный оттенок. Мрамор, подогретый до нужной температуры, становился розовым, а халцедон становился ярче, усиливалось его сияние.

Как выглядит мозаика в интерьере комнат?

При учете определенных нюансов и грамотно подобранным оптимальным вариантам, получается ярко подчеркнуть и сделать уютнее интерьер любого помещения.

Ванная

Благодаря мозаике, удается не только отделать стены, пол, душевую и другие элементы обстановки, но и значительно преобразить ванную комнату и визуально изменить ее пространственное восприятие.

Кухня

Чаще всего в декорировании кухни данной отделкой, предпочтение отдается зоне фартука. Такое оформление добавляет в обстановку новых красок, создает настроение и прекрасно смотрится в любом стилевом направлении.

На фото мозаичная плитка с узорами в оформлении рабочей зоны в интерьере кухни.

Прихожая

Мозаичная плитка на стенах или на полу будет особенно хорошо смотреться в коридоре. За счет многообразия видов можно воплотить в жизнь самые смелые дизайнерские идеи и тем самым выгодно подчеркнуть общий дизайн, наделяя его статусностью и аристократичностью.

На фото прихожая со стеной, оформленной мозаичной плиткой с растительными рисунками.

Гостиная

В гостиной плитку часто применяют для оформления акцентной стены, украшения каминной зоны, ниши, перегородки, барной стойки и даже журнального стола. Использование такого декора несомненно станет главным композиционным центром всего зала.

Спальня

Для спальни применяют различные панно, наполняющие пространство таинственным мерцанием, мозаику в серебристых, золотистых, бежевых, голубых, оливковых и других пастельных тонах, деревянную или кокосовую плитку, которые используют как в виде акцента, так и комбинируют с разными материалами, например обоями.

Детская

Разнообразные красочные рисунки, настенные панно, декоративные надписи или частичная отделка, позволят задать детской определенное настроение и привнести в атмосферу своеобразности.

Мозаика и Ломоносов

А вот в России флорентийская мозаика появилась в середине XVIII в. В нашей стране у истоков мозаичного искусства стоял Михайло Ломоносов, который в сентябре 1752 года создает свою первую  мозаичную работу — образ Богоматери. Мозаика была составлена из более чем четырех тысяч кусочков смальты. Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики (еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян), Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора  картин четырехгранными брусками (палочками) различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска, что обеспечивало прочность набора.

В мае 1762 года Ломоносов начал трудиться над самым большим своим панно «Полтавская битва», которое закончил спустя два года. Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Все они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.

Нельзя не упомянуть и об искусстве мозаики в Венеции, которое просто завораживает своим изяществом. Здесь была основана собственная школа мозаичного искусства

О ее важности свидетельствует список храмов, где используется венецианская мозаика: архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.); церковь Санта Мария (о. Донато, вторая половина XII в.); собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.); мозаика центрального купола собора Сан-Марко (Венеция, Италия XII в.)

Техника изготовления

Чем больше площадь затирки мозаики из камня, тем больше шпатель

Процесс того, как делается мозаика из камня достаточно интересный и забавный. Вы можете сделать эту работу своими руками и даже привлекать детей в «игру»…Затирку вы должны выполнить самостоятельно. Для небольшого изделия используйте резиновый шпатель небольшого размера. Очистка мозаики из камня после затирки будет в этом случае более простойЧем больше площадь затирки мозаики из камня, тем больше шпатель

Возьмите самый широкий шпатель перед тем, как затирать мозаику из камня такого размера

Теперь, по пунктам разберём технику изготовления мозаики:

  1. Изначально необходимо провести заготовку того материала из которого будет состоять Ваша мозаика. Для её создания можно использовать практически любые камни. Хорошо подходят для этого различные речные и морские камни, мелкая галька и др. Отобранные камни следует очистить при помощи различных дезинфицирующих средств и щётки. После чего их нужно распределить по категориям, в зависимости от формы, размера, цвета.
  2. Вторым шагом на пути к созданию мозаики станет разработка эскиза. Его можно нарисовать на бумаге, либо картоне собственными руками, с помощью шаблона или изготовленного рисунка на плоттере. Затем следует подготовить доски и фанеру для создания квадратной опалубки. Дном для неё послужит фанера, а из досок сделаем бортики высотой не менее 8 см. Получившуюся опалубку засыпаем песком, приблизительно до половины высоты бортиков. Для этого можно использовать речной песок, но его предварительно нужно очистить. На засыпанный в опалубку песок, в соответствии с разработанным эскизом, укладываем камушки, плоскими их гранями наверх.
  3. Затем необходимо изготовить густой раствор из столярного клея с добавлением в него водоэмульсионной краски. Получив данный раствор, берём кусок холста, который должен соответствовать размерам нашей мозаики, и наносим на него клеевой раствор. После этого, аккуратно кладём данный холст клеящей стороной на заготовку мозаики и тщательно разглаживаем его.
  4. Дождавшись, когда клей высохнет, следует аккуратно поднять холст и перевернуть его на лицевую сторону. С помощью щётки необходимо полностью избавиться от прилипших мелких песчинок. Кладём холст в освобождённую от песка опалубку. После чего следует приготовить густой цементный раствор. Оптимальным соотношением песка и цемента в таком растворе будет два к одному. Полученным раствором заливаем опалубку, покрыв половину её объёма.
  5. Теперь берём стальную армирующую сетку с ячейкой 100х100, кладём её на раствор и заливаем опалубку до конца.
  6. Теперь начинается самая долгая часть процесса изготовления мозаики. В течении нескольких дней необходимо постоянно смачивать водой раствор. Это делается для увеличения его прочности. Затем, когда раствор полностью высохнет необходимо смочить холст водой и аккуратно снять его с камней. Всё что остаётся – покрыть камни бесцветным лаком и наслаждаться получившейся мозаикой. Мозаика из камня своими руками теперь готова для использования.

Рекомендуем не отходить от технологии, укладка мозаики из натурального камня на стену и пол должна выполняться по инструкции, на фото мастер «простукивает» материал, чтобы он погрузился в клей и прочно зафиксировался

Укладка мозаики

Подготовка выполнена, теперь можно узнать, как клеить на стену мозаичную плитку.

Этап 1 – разметка

Чтобы упростить процесс и сделать укладку проще, на стене или полу делается разметка. Особенно она нужна в тех случаях, когда на стене или полу формируется определенный рисунок.

Для начала выполняется «сухая» раскладка и разметка по ней. Это позволит определить точное местонахождение плиток и правильно выложить все по цвету. Когда рисунок выложен, плитка фиксируется скотчем и номеруется

Исходя из раскладки, важно сделать эскиз. Существуют некоторые нюансы, которые касаются разработки чертежа:

  1. Раскладка выполняется от самого освещенного участка или с центра рисунка.
  2. Если на поверхности есть наружные углы, то начинать раскладку рекомендуется от них.

После всех манипуляций мозаика из плитки керамической снимается и подготавливается к укладке.

Этап 2 – подготовка инструментов и клея

Чтобы выполнить работу, нужно иметь такие инструменты и материалы:

  • влагоустойчивая грунтовка, с добавками против грибка;
  • клей для мозаики;
  • затирочная смесь;
  • зубчатый шпатель;
  • резиновый шпатель;
  • валик для грунтовки;
  • миксер для приготовления клей (если это сухая смесь);
  • ведро для клея.

Клеевой состав замешивается согласно инструкции на упаковке. Для этого достаточно иметь ведро, воду и строительный миксер. Правила замеса:

  1. Первой в емкость заливается вода, а потом сухая смесь, но никак не наоборот.
  2. Клей нужно перемешать два раза. При приготовлении, после чего оставить на 5–10 мин, после чего снова перемешать.
  3. Обороты миксера должны быть средние.

Этап 3 – наклеивание мозаики

Настал момент, когда можно клеить мозаичную плитку. Сам процесс очень напоминает работу с обычной керамической плиткой. Последовательность такая:

На подготовленное основание наносится клеевой состав. Делается это при помощи зубчатого шпателя. Он позволяет создать на поверхности бороздки. При это за один раз покрывается столько площади, сколько мастер может облицевать за полчаса. В противном случае клей теряет свою эффективность

Перед тем как приклеить мозаичную плитку, обратите внимание на чертеж, если она с рисунком. Лист аккуратно прикладывается к стене или полу. Чтобы равномерно распределить клей, по поверхности мозаики аккуратно проходятся валиком

При этом расстояние между плитками не должно нарушаться, а клеевой раствор не должен попадать на мозаику. Аккуратно снимается пленка, а мозаика оставляется для высыхания на 1–2 дня. Если мозаика нуждается в подрезке, это осуществляется монтажным ножом. Излишки клея убираются спустя 30 мин после наклеивания мозаики. Если сделать это позже, то сложностей не избежать

Чтобы равномерно распределить клей, по поверхности мозаики аккуратно проходятся валиком. При этом расстояние между плитками не должно нарушаться, а клеевой раствор не должен попадать на мозаику. Аккуратно снимается пленка, а мозаика оставляется для высыхания на 1–2 дня. Если мозаика нуждается в подрезке, это осуществляется монтажным ножом. Излишки клея убираются спустя 30 мин после наклеивания мозаики. Если сделать это позже, то сложностей не избежать.

Этап 4 – затирка швов

После того как керамическая плитка под мозаику для ванной или другой комнаты зафиксировалась, нужно выполнить фуговку или затирку швов. Делается это так:

  1. Подготавливается затирочная смесь, согласно инструкции.
  2. Чтобы в будущем было проще очистить мозаику от затирки, можно защитить ее специальным спреем. Спустя 30 минут все готово к затирке.
  3. На резиновый шпатель наносится смесь, после чего движениями по диагонали заполняются все швы. Для вдавливания смеси в швы, нужно слегка надавливать на шпатель.
  4. Смесь нуждается в увлажнении. Для этого можно слегка увлажнить поверхность пульверизатором или губкой.
  5. Спустя 20 минут затирка начнет застывать. Тогда можно убирать остатки, используя влажную жесткую губку.
  6. В конце мозаичная керамическая плитка для ванной промывается водой.

№7. Процесс укладки плитки мозаики

Монтаж мозаичной плитки не намного сложнее, чем обычной керамической плитки. Со всеми работами можно справиться самостоятельно, а порядок действий таков:

подготовка поверхности

Стены и пол важно выровнять, при необходимости прогрунтовать, чтобы плиточный клей не сильно впитывался в поверхность;

подготовка инструментов. Для монтажа большинства видов мозаики подойдет серый клей для плитки, только в зависимости от условий эксплуатации необходимо брать влагостойкий/морозостойкий/фунгицидный клей

Для укладки прозрачной стеклянной мозаики лучше брать белый клей – так эстетика будет выше. Шпатель-гребенку берут с зубцами высотой 3-4 мм;

разметка стены или пола. Предварительно все элементы можно разложить на полу в необходимом порядке, замерить параметры получившегося панно и перенести разметку на поверхность, где будет осуществляться кладка;

нанесение клея на первый участок и укладка мозаики. Сразу на всю стену/пол наносить клей нет необходимости – он быстро высыхает. Укладывая элементы, контролируйте ровность рядов, и вдавливайте мозаику в клей, стараясь, чтобы он не попал на лицевую сторону элементов;
после того, как все подсохнет (лучше дать 48 часов на высыхание), можно снять бумагу, предварительно смочив ее. Начинать тянуть лучше с верхних углов;

затирка швов. Сегодня обычно используют затирки на эпоксидной основе, но и цементные также допустимы. Затирка подбирается в цвет плитки или контрастного оттенка. Наносится она резиновым шпателем сначала в одном направлении, потом – в другом. После того, как она схватится, остатки с плитки можно удалить влажной губкой;
полировка мозаики войлоком.

Стеклянная мозаика

Самый распространенный материал для производства мозаики сегодня – венецианское стекло. Оно долговечно, водостойко, жаростойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Мало того, оно имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий и может использоваться для отделки бассейнов. Что касается цветовой палитры, то ее трудно описать, настолько она многокрасочна. Для этого в процессе производства в стекло добавляют самые разнообразные добавки: от бора, кадмия и селена до полудрагоценного минерала авантюрин и перламутра.

Самая распространенная форма наборных элементов (их называют также модулями, чипсами, тессерами) – квадратная. Чем они мельче, тем подробнее будет детализация изображения и точнее прорисовка.

Стеклянная мозаика имеет очень широкую область применения: это стены и полы в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий.

Характеристика и назначение мозаики для фасада

Материал представляет собой небольшие кусочки обработанного камня разного размера и формы (прямоугольной, квадратной или неправильной). Выпускается в форме кирпичиков 1х3, 2х4, 2х6 см. Для простоты установки производят квадратные чипы с размерами 1- 5 см². Толщина кусочков – 10-15 мм.

Изготавливают фасадную мозаику из каменных пород или стекла. Сюда относятся такие природные материалы как мрамор, гранит, известняк, базальт, доломит и многие другие. Для внешней отделки используют чипы из твёрдых материалов. Поверхность мозаики может быть гладкой или шероховатой. Гладкость каменной мозаики достигается полировкой чипов. Шероховатая фактура получается в результате обработки поверхности пескоструйной установкой.

Каменную мозаику выбирают среди массы других отделочных материалов, из-за таких ее достоинств:

  • Экологичность. Благодаря природному происхождению материал подходит для отделки жилых помещений.
  • Долговечность. Поскольку натуральный камень переносит колебания температуры, воздействие влаги и ультрафиолета, промерзание, то и крошка на его основе будет служить много лет, не теряя своего великолепного вида.
  • Привлекательность. Каждый конкретный вид камня имеет свой оттенок и самобытный рисунок. Правильное сочетание и комбинирование кусочков позволяет создавать оригинальные рисунки на фасаде дома.
  • Прочность. Материал превышает по прочности керамику и стекло. Поверхность не царапается, устойчива к механическому воздействию.

Укладка проводятся по шаблону, что позволяет создавать красивые узоры и небольшие панно без особых усилий.

Размеры и формы отдельных модулей

Мозаичные детали выпускаются в различных формах и размерах от 1 до 10 см².

Наиболее часто в продаже встречаются модули в форме квадрата и прямоугольника, реже – шести- , восьмиугольника и круга

Для индивидуальной работы авторы часто сами изготавливают необходимые формы во избежание пустотных зазоров в композиционном полотне.

Пользуется спросом мозаика, закреплённая на основе из бумаги или сетки

Стандартный габарит такой матрицы 30×30 см². Она состоит из 225 модулей с размерами 2×2 см².

Цветовая палитра

Планируя цветовую гамму мозаики, следует учесть, в первую очередь, общий стиль помещения. Существует комплекс некоторых традиционных шаблонов, упрощающих выбор оттенков для любого декора.

Нейтральными или универсальными цветами являются все оттенки белого и бежевого.

Такие оттенки зрительно увеличивают пространство, что актуально для малогабаритных квартир, и благотворно влияют на эмоциональную сферу человека

Мозаичные орнаменты в холодных тонах весьма элегантны и часто используются дизайнерами для создания презентабельного интерьера.

Палитра в синих и голубых цветах часто используется для бассейнов и ванных комнат

По мнению психологов, такая гамма способствует снятию напряжения и релаксации. А в таких помещениях человеку особенно требуется покой и расслабление.

Для любителей ярких интерьеров подойдёт мозаичная плитка красочных оттенков.

На основном сдержанном и холодном фоне органично смотрится мозаичное пятно всех цветов радуги

Эта палитра отличается универсальностью для сочетания с любым базовым цветом.

Выигрышным стилистическим приёмом является применение градиента – плавной игры насыщенности оттенков.

Цветовые растяжки и тональные вариации позволят украсить практически любое помещение

Однотонная плитка в мозаичных наборах хороша для облицовки больших площадей, разноцветный вариант выбирают для создания кухонного фартука, панно на дне бассейна, украшения мини-фонтана.

Какая бывает мозаика

На смену монументальной старинной укладке мозаики пришли современные технологии. Кроме того, всегда можно отойти от типового предложения производителей и придумать свой уникальный декор.

Стеклянная и смальтовая

Сегодня большой популярностью пользуется венецианское стекло. В процессе его изготовления включают разнообразные добавки, благодаря которым камушки принимают роскошные оттенки. Большое разнообразие областей применения стеклянной мозаики стало возможным благодаря достоинствам материала:

  • высокая жаростойкость;
  • ударопрочность;
  • водостойкость;
  • морозоустойчивость.

Чем меньше кусочки стекла, тем чётче будет детализация рисунка или узора.

Стеклянную мозаику с добавлением солей калия называют смальтовой. Она имеет такую же богатую оттеночную палитру с одной лишь разницей: поверхность её непрозрачна, но с особым свечением изнутри. Во время производства стекло растирают до порошкообразной массы и запекают вторично 24 часа при температуре около 800ºС с использованием специальных красителей.

Каждый элемент уникален, имеет свой оттенок и структуру, матовую или глянцевую поверхность. Дизайнер из мелких пластинок складывает живописные аккорды, которые создают затем уникальный узор в картине или орнаменте.

Керамическая и металлическая

Керамическая мозаика внешне напоминает плитку, только меньшего размера. Производители выпускают большое разнообразие оттенков, можно подобрать элементы с глазурованной поверхностью или с необычными спецэффектами, например, растрескивания, вкрапления другого тона, с имитацией неоднородной структуры.

Керамика прочнее, чем стекло. Кроме того, она устойчива к износу и отличается интересным внешним видом. Поверхность имеет рельефную структуру, благодаря которой создаётся необычная игра оттенков. Такая мозаика прекрасно сочетается с плиткой или керамогранитом.

Металлическая – это современная интерпретация мозаики. Элементы в виде штампованных колпачков из нержавейки высотой 4 мм закрепляются на резиновом основании, которое придаёт плитке определённую жёсткость. Овальная, многоугольная, квадратная и прямоугольная форма элементов позволяет выложить из них сложный узор.

Из натурального и искусственного камня

Мозаика из натурального камня передаёт природный оттенок материала и его неповторимую структуру. В производстве используют разные породы: оникс, мрамор, аметист, травертин, малахит и сланец. Это всегда эксклюзивная работа, поскольку каждый элемент уникален по-своему.

Поверхность натурального камня можно отшлифовать. Кроме того, производители предлагают интересную обработку с помощью состаривания. Такая технология сделает оттенок приглушённым, а края элементов более гладкими.

Натуральный камень – это идеальное решение для фасадов и ландшафтного дизайна. Его широко применяют для отделки ресторанов, магазинов или офисов. Природная энергетика материала позволяет использовать его и для квартир или частных домов. Художники создают уникальные панно из натурального камня с необычным изображением или натюрмортом.

Мозаика из искусственного камня имитирует природную структуру натурального материала. Она имеет массу достоинств:

  • отличную прочность;
  • долговечность;
  • устойчивость к температурным перепадам и повышенной влажности;
  • не подвержена воздействию ультрафиолета.

Мозаика имеет ритмичный узор, похожий одновременно и на каменную шкатулку, и на цветной витраж, и на сложный рисунок, который словно соткан из множества плетёных деталей. В процессе производства добавляют чипсы натурального камня, поэтому каждый элемент приобретает уникальную фактуру. Поверхность, выложенная из такого материала, словно светится изнутри, создавая неповторимые переливы.

Зеркальная, золотая и платиновая

Отдельного внимания заслуживает зеркальная мозаика. Она очень близка стеклянной, но используется только для декоративного оформления поверхностей.

Самая дорогая мозаика изготовлена из золота и платины. Некоторые коллекции полностью выполнены вручную. Мастера прокладывают между двумя стёклышками золотую фольгу 585 пробы. Штучные элементы – это настоящее произведение искусства. Из них делают только декоративные вставки в общую композицию при отделке стен или полов, особенно роскошно они смотрятся на дне бассейна.

Венецианская мозаика

Искусство венецианской мозаики развивалось под влиянием тех школ, которые существовали уже долгое время. Мастера вдохновлялись примером византийских, романских мотивов. Их работы украшали самые большие соборы и капеллы. Такие работы отличались стилизованной манерой исполнения.

На мозаиках можно увидеть грузные, достаточно тяжелые фигуры людей с довольно однообразными лицами. У них грубые черты лица, тяжелая одежда, ниспадающая жесткими складками. Здесь нет таких плавных цветовых переходов. В мозаиках преимущественно преобладают насыщенные, глубокие тона синего, зеленого, серого.

Мастера из Венеции в 13 веке декорируют ряд соборов. Их работы начинают постепенно претерпевать изменения. Изображения становятся более реалистичными и мягкими. Движения становятся «живыми», свободными. Такие изменения связывают с влиянием западной архитектуры и нарастанием актуальности реалистичных тенденций в искусстве.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий