Российские ковры

Производители

Ковровые изделия, создаваемые в результате ручной работы, производятся в разных странах. Однозначно сказать, где предлагается наиболее высокое качество, трудно.

Известные на весь мир персидские ковры сейчас производят на территории Ирана. Здесь развито семейное производство, существуют целые династии, в которых люди всю жизнь посвящают этой работе. Персидские ковры ткутся из овечьей шерсти, а их узоры отражают традиции местной культуры и обычаев.

В Пакистане также ткут из шерсти, украшая изделия геометрическими, флористическими узорами. Здесь изготавливают модели как одноуровневые, так и двухуровневые, отличающиеся по плотности и фактуре.

На особом счету у ценителей дизайнерских ковров изделия из Непала. Их отличает относительно светлая цветовая гамма, которая содержит богатые, благородные оттенки. Сплетенные особым тибетским узлом, они особенно прочны и долговечны. Материалом служат нити шерсти, бамбуковое волокно, шелк.

Китайские ковровые изделия для пола, изготовленные только с применением ручной работы, имеют как традиционные для этой страны узоры, так и современную стилистику. Китай одна из стран, где много веков назад зародилось ковроткачество.

Индия начала развивать ковроткачество во времена колониальной зависимости от Британии. Сначала здесь производились изделия, больше похожие на персидские, но позднее в мотивах узоров начали прослеживаться национальные особенности. Сейчас Индия стала ведущим экспортером авторских ковров в мире, уступая первенство Ирану.

Производство выполненных руками мастеров полотен с применением нитей из шерсти и других материалов развито и во многих других странах. Среди них Азербайджан, Афганистан, Турция и другие.

Немного истории

В России всегда уделяли много внимания оформлению домов. Разнообразные коврики, одеяла, половики и дорожки использовали представители разных сословий. Они не только украшали помещение, но и позволяли сохранять тепло.

Создавали их вручную, разными способами. По технологии создания уже тогда ковры делились на изделия ручного вязания, плетения и ткачества. Существовали и простые тканые изделия, и ворсистые. Качество изделия зависело от того, какие у семьи были достаток и возможности.

У крестьян в домах были более простые и невзрачные ковры. Однако и в бедных домах тканых изделий было много: в помещении находились и дорожки, и половики, и коврики. Они защищали поверхности и позволяли создавать ощущение уюта.

9фотографий

Более красочные и нарядные ковры доставались по особым случаям. Изделия, украшенные цветастыми геометрическими узорами или большими цветами, использовались для сундуков, лавок, а также применялись в различных обрядах.

Как правильно выбрать шелковый ковер

Чтобы не переплатить за подделку, при покупке следует обратить внимание на следующие факторы:

  • Цена. Шелковый ковер не может стоить дешево. Если вам предлагают натуральный материал «по дешевке», можно не сомневаться — это подделка. Ковер ручной работы из натурального шелка всегда и везде стоит дорого. Его изготовление — длительный и трудоемкий процесс.
  • Место покупки. Хороший магазин ковров заботится о репутации и не будет предлагать клиентам подделки. Он закупает товары только у проверенных поставщиков, которые поставляют качественные сертифицированные изделия. Поэтому перед покупкой ознакомьтесь с отзывами клиентов о торговой точке. Если вы не знаете как визуально отличить шелк и вискозу, не покупайте шелковый ковер за границей. Торговцы на курортах понимают, что туристы уедут из страны и не будут возвращаться, чтобы предъявить претензии. Поэтому пытаются продать дорогие подделки вместо настоящих шелковых ковров.
  • Свойства материала. Визуально вискозные ковры очень похожи на шелковые. Однако вискоза отлично горит, тогда как шелк плавится при воздействии огня. Для проверки нужно извлечь остаточный ворс, потерев рукой в направлении ворса. Мелкие ворсинки с ковра соберутся на руке. Если есть возможность, можно извлечь небольшую нить или узел. Если собранный материал поджечь, то шелк начнет плавиться, скручиваясь в шарики. Вискоза же горит, превращаясь в пепел.
  • Физические характеристики. Шелковые ковры мягкие и легко сминаются в руке, вискозные — более жесткие и почти не собираются в «гармошку», если их сдавливать в руках.
  • Визуальные отличия. Лицевая сторона шелкового ковра имеет равномерный блеск и отличается равномерной структурой без трещин. Еще больше отличий имеет изнанка. На вискозном ковре, свернутом изнанкой наружу, отчетливо видна неравномерная структура ворса и заломы.

Перечисленные критерии позволяют не попасться на уловки мошенников и отличить настоящий шелковый ковер, не прибегая к лабораторным исследованиям или услугам экспертов.

Элементы «русской избы»

В приоритете в русской избе то, что действительно необходимо для жизни, природное и понятное, а украшения – вторичны.

Предметы мебели – громоздкие и нужные: сундуки, лавки вместо диванов, полки из досок по стенам. Сундук – главный предмет мебели: это и хранилище для утвари и одежды, и место для сна. Поэтому и украшены они с любовью, с применением кованых элементов, резьбы, каменных изразцов.

Непременные атрибуты избы – красный угол для икон и беленая русская печь. Место красного угла – передний свободный угол справа, здесь вешают вышитое полотенце, украшают колосьями пшеницы или искусственными цветами, вешают лампадку.

Бытовые приборы стоит спрятать в специальных шкафах, наподобие старинного буфета. На стол или лавку поставить самовар с трубой, повесить связку бубликов (по желанию), расставить корзинки и туески. Полки украсит глиняная и деревянная посуда, глиняные поделки.

К месту придутся деревянные предметы: ручная прялка, маслобойка. Если в доме грудной ребёнок, к потолку подвешивают люльку, а рыбаки украшают стены самодельными сетями.

Преимущества и недостатки натуральных и синтетических ковров

На фото — полушерстяной ковер в интерьере гостиной.

  • Шелковые — изделия премиум-класса. Благодаря тонкости волокна узоры на подобных коврах уникальны и детализированы. Их недостатки — высокая цена, отсутствие устойчивости к действию прямых солнечных лучей, необходимость деликатной стирки.
  • Трикотажный ковер — достаточно прочный вариант, который можно только пылесосить без применения влаги и агрессивных химических средств. Цена таких изделий доступна, но и срок службы также не очень велик.

На фото — трикотажный ковер на пол в зал.

  • Вискозные покрытия долговечны, отличаются насыщенными оттенками, износостойки, но легко впитывают воду, поэтому лучше их не мочить.
  • Ковры из хлопка устойчивы к действию влаги, идеальны для комнат, где обитают аллергики. Но они легко деформируются, так как не обладают эластичностью.

На фото — современные ковры из хлопка в гостиную в частном доме.

  • Джутовые изделия экологичны, прочны, но меняют свои размеры в процессы высыхания после мокрой чистки.
  • Покрытия из полиамида эластичны, пожаробезопасны, прочны. Это яркие изделия, которые отличаются износостойкостью, простотой ухода.

На фото — ковер из полиамида для зала в квартире.

  • Полипропиленовые модели устойчивы к попаданию грязи и пыли, они не накапливают такие вещества. Такие ковры могут быть достаточно пестрыми, но их долговечность оставляет желать лучшего.
  • Схожие с шерстяными покрытиями полиэфирные изделия просты в эксплуатации и уходе.

История русского стиля

Вопреки многочисленным бедствиям русскому народу удалось сохранить свой богатый культурный код и передать его потомкам. В наследие славян входят и традиции убранства, которые по достоинству оценили представители разных стран.

Русский стиль уходит своими корнями в древнюю славянскую культуру, главной особенностью которой была скромность. В домах не было ничего лишнего, а только то, что необходимо для комфортной жизни — печь, стол, скамьи, спальные места. Позже на стенах стали появляться изображения и орнаменты, а в самом жилище — куклы и поделки.

На внутренний интерьер помещений большое влияние оказало язычество. Древние славяне верили в то, что предметы и природа имеют божественное происхождение. Это выражалось в создании тематической резьбы и декора в виде фигурок идолов.

Центральный элемент жилья — русская печь — всегда содержалась в чистоте и была обильно украшена рисунками и росписью: так предки задабривали мифического домового, который «жил за печью».

До середины XV века дома строили в основном из бревен ближайшего леса. После того, как Софья Палеолог, супруга царя Ивана III Васильевича, пригласила зодчего из Италии, местные мастера научились возводить жилища из камней и кирпичей.

Со временем, особенно в период царствования династии Романовых, интерьерные мотивы стали меняться в направлении модного барокко. Хитом тех сезонов стали дорогой бархат, массивная отделка из лепнины, золотые палитры.

На сегодняшний день русский стиль подвергся разделению, и несмотря на то, что все его ответвления имеют общие черты, в каждом из них есть характерные детали, по которым их различают. Традиционно выделяют три основных направления русского стиля в интерьере:

  • «А ля рус». Направление, которое вышло из России, дошло до Европы и эхом вернулось обратно. Зарубежные любители русских традиций взяли за основу главные черты стиля, добавив собственную трактовку некоторым деталям. Например, одно из самых важных решений в понимании «а ля рус» — многослойные декоративные элементы. Разноплановые, пестрые сочетания украшений граничат с китчем.
  • «Русская изба». Предельный контраст с «а ля рус». Выдержанная, спокойная и размеренная цветовая гамма — это знак уважения древним традициям. Аскетичность интерьера не способна поразить воображение яркими крикливыми декоративными элементами, зато это с лихвой компенсируется глубиной заложенных смыслов. Немногочисленные вещи находятся строго на своем месте и выполняют только одну конкретную функцию. Это делает жизнь в избе гармоничной, накладывая на нее некий философский оттенок.
  • «Русский терем». Основа этого направления — традиции внешней и внутренней отделки домов князей в Древней Руси. Каждая комната наполнена богатым декором и сложными многоцветными орнаментами на деревянных изделиях. Стержень всей композиции — изразцовая печь, покрытая керамикой с хитросплетениями сложных узоров.

Какие бывают орнаменты на восточных коврах

Верить или нет в то, что символика на ковровых изделиях способна влиять на жизнь людей – личное дело каждого. Но иметь хотя бы общее представление о том, что несут в себе те или иные знаки, изображенные на полотнах, в любом случае будет полезно.

Растительные орнаменты на восточных, изготовленных вручную или на производстве, коврах значат:

  • Цветы и зеленые листья символизируют красоту жизни, исполнение желаний, чистоту намерений;
  • Миндаль обещает процветание, молодость, долголетие;
  • Гранат оберегает от невзгод, символ любви и плодородия, несет в дом успех;
  • Лотос – непорочная чистота, свежесть;
  • Хризантема – радость, счастье;
  • Персик – прилив сил, обновление, неиссякаемый жизненный потенциал;
  • Нарцисс дарует надежду, помогает обрести уверенность, спокойствие.

Порой на восточных коврах встречаются символы, которые могут восприниматься как негативные, например, изображения стручков жгучего перца или цветов репейника с колючками. На самом деле в восточной символике они являются мощными оберегами от недоброжелателей и любых бед.

Что означают изображения мифических животных:

  • Драконы – символы счастья, удачи;
  • Единороги и пегасы помогают обрести жизненную мудрость, стать благоразумнее;
  • Мифологические птицы Симург и Феникс – знаки бессмертия, божественной силы, величия, мудрости, глубокого понимания жизни.

Восточные ковры с узорами, на которых видны животные, птицы, насекомые, несут в себе следующий посыл:

  • Орел – мужской символ, наполненный мощью, мужеством, силой воли;
  • Лев – сила, храбрость, отвага;
  • Петух – вестник утра, дарит энергию, символизирует рассвет жизни;
  • Павлин – защитник дома, семейного очага;
  • Верблюды – символы выносливости, стремления к цели, достижения богатства;
  • Лошадь означает отвагу, доблесть, скорость, благородство;
  • Бабочки – символ нежности, счастья;
  • Рыбы и их чешуя принесут в дом достаток.

Встречаются в восточных узорах и множество других символов, среди которых есть как понятные, так и довольно загадочные:

  • Звезда и ее сияние принесут в дом истинное счастье;
  • Свастика, которая многим кажется пугающей, на самом деле символизирует силу природы, мощь четырех стихий, считается сильнейшим по своей энергетике оберегом;
  • Знак Инь-Ян – соединение мужского и женского начала, символ гармонии, любви;
  • Глаз – защита от дурных людей, их нечестных намерений;
  • Крючки и S-образные символы – также элементы защиты;
  • Чинтамани – древнейший и один из наиболее мощных символов, похожий на три круга, заключенных в треугольник с волнистыми гранями, помогает достигать желаемого, добиваться поставленных целей.

Самостоятельно разобраться в непростой символике восточных ковров непросто. Однако при покупке изделия у грамотного продавца, стремящегося к тому, чтобы не просто продавать товар, но и принести пользу покупателю, можно получить полные и развернутые объяснения каждого из знаков, расположенного на полотне.

Современный русский усадебный интерьер

Интерьер дома в стиле русской усадьбы. Входная группа. Обои ручной печати с классическим орнаментом выполнены на заказ по архивным оригиналам.

Главная гостиная с зоной кабинета. Гобелен, Франция, XVIII век. Винтажное английское кресло, обивка, Cowtan & Tout. Настольные лампы сделаны из антикварных китайских ваз. Журнальный стол красного лака с золотой росписью в стиле шинуазри, винтаж. Письменный стол с кожаной столешницей и ящиками, Англия, XX век. Круглый стол с мраморной столешницей, Россия, XIX век.

Синяя гостиная. На стене – французский гобелен XVIII века. С нег началась перестройка дома, в старой гостиной ему не хватало места.

Парадная столовая в современном усадебном интерьере. Обеденный стол с резьбой в китайском стиле и стулья с кожаной обивкой, Англия, ХХ век. Чехлы из ткани, Cowtan & Tout. На стене – коллекция антикварного французского, немецкого и русского фарфора. Люстра, антиквариат, Франция, XIX век. Портал камина, зеленый мрамор.

Камерная гостиная. Обои ручной печати выполнены на заказ по архивным оригиналам. Бронзовые бра, винтаж, Франция. Спинки антикварных золоченых кресел обтянуты старинным кружевом из коллекции хозяев. Винтажный диван с бахромой в малиновой обивке.

Интерьер кухни выполнен в стиле русской усадьбы. Тканевое бандо, Lee Jofa. Чехлы на стульях, ткань Schumacher. Люстра, обеденный стол и стулья, Россия, 1900-е годы. Столешница и фартук сделаны из гранита.

Интерьер дома в стиле русской усадьбы.

Интерьер дома в стиле русской усадьбы. Главная спальня. Занавески и изголовье кровати из ткани с цветочным орнаментом, Cowtan & Tout. Шелковое стеганое покрывало, Duralee. Овальные зеркала в резных деревянных рамах, винтаж. Настольные лампы из горного хрусталя, винтаж, Париж. Кресло, антиквариат, Россия.

Дом в русском стиле. Интерьер кабинета. Обивка дивана, Clarence House. На стене — иконы из коллекции хозяев дома.

Интерьер спальни дочери. Изголовье кровати выполнено на заказ, ткань, Brunschwig & Fils. Банкетка с гобеленовой обивкой, антиквариат. Основания под настольные лампы из цветного стекла и люстра с декоративными подвесками из цветного стекла в виде фруктов, винтаж.

Ванная комната. Занавески с цветочным орнаментом, ткань в клетку, Schumacher. Бра, винтаж. Пуф на металлическом основании, Англия, ХХ век.

Декоратор Кирилл Истомин оформил подмосковный дом, придав ему сходство с традиционной русской усадьбой, над которой не властно время. При создании плотного, подробного декора он вдохновлялся вовсе не помпезными дворцами: Петергофом, Царским Селом, Гатчиной, а жилыми монаршими интерьерами: камерными, по-домашнему уютными, полными семейными реликвиями.

Разномастная мебель, повседневный фарфор, картины и аксессуары, которые хранят историю семьи и роскошные ткани – такова основная идея этого близкого сердцу каждого русского человека, ностальгического проекта.

Дом ранее существовал, заказчики обратились с пожеланием увеличить площадь, расширить жилое пространство. Они согласились на дополнительную пристройку, которая примкнула к основной гостиной и по площади сравнялась с первым этажом дома. При этом они совсем не хотели жить в парадном дворце с анфиладой залов головокружительных размеров.

Задача стояла спроектировать уютное жилое пространство с камерными помещениями. Их небольшие размеры компенсируются высотой потолков и плотностью декоративного ряда.

По словам декоратора Кирилла Истомина, все началось с французского XVIII века. В старой гостиной для него не хватало места, поэтому заказчики решались на масштабную реконструкцию дома. Основным их пожеланием стало создание усадебного интерьера в русском стиле без помпезности.

Работа началась с поиска интересных предметов: совершенно разных, но со своим уникальным настроением. Так появились антикварные бронзовые люстры, винтажная мебель в духе романтизма, которую дизайнер облачил в текстиль лучших европейских мануфактур, фарфор, кружево, многочисленные аксессуары… Фон для них выбран предельно лаконичный: однотонные окрашенные стены, дубовый паркет, зеленый камень в отделке каминного портала. Плотный, полный деталями интерьер напоминает родовое имение, купеческий особняк, его обстановка не столько претендует на историческую достоверность, сколько отражает историю семьи и содержит ностальгические свидетельства ушедшей эпохи.

Особенности и преимущества

Российские ковры по качеству не уступают иностранным аналогам, заметно выигрывая в цене. Их производство берет начало с Петровских времен, когда стали открываться специальные мастерские. Изделия пользовались большой популярностью у нас в стране и за рубежом. Особенно востребованными были полотна производителей Курска, Воронежа, Шадринска.

Современное ковроткачество России широко развито в различных городах страны (особенно в Москве и Санкт-Петербурге). Сегодня паласы делают преимущественно для отечественного потребителя, предлагая вниманию покупателей продукцию высокого качества. Изделия отличаются широким спектром модельного ряда, выполняемого с учетом особенностей типов площади. Полотна отличаются шириной, длиной, формой и многообразием цветовых решений.

Российские фабрики работают на высокотехнологичном оборудовании, благодаря чему они прочные, отличаются большим сроком службы. Основными материалами, участвующими в изготовлении ковровых покрытий, являются натуральная шерсть, хлопок, а также синтетические волокна.

К основным преимуществам российских ковровых покрытий относятся:

  • легкость чистки;
  • износостойкость;
  • мягкость;
  • прочность;
  • тепло;
  • звукоизоляция;
  • многообразие узоров.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий