Принципы формирования и содержание
Нельзя недооценивать важность формирования ГКН, который обеспечивает гарантии прав собственности, позволяет установить надежные границы с учетом потребностей регионов и при этом гарантирует защиту окружающей среды, обеспечивает экономическое развитие территорий. Сбором сведений для внесения в ГКН занимаются, как правило, специалисты органов кадастрового учета
Однако, во избежание конфликтных моментов и спорных ситуаций в отдельных случаях допускается привлечение независимых специалистов, имеющих соответствующие лицензии и разрешения (так, например, собственник вправе привлечь независимого оценщика и оспорить кадастровую стоимость недвижимости)
Сбором сведений для внесения в ГКН занимаются, как правило, специалисты органов кадастрового учета. Однако, во избежание конфликтных моментов и спорных ситуаций в отдельных случаях допускается привлечение независимых специалистов, имеющих соответствующие лицензии и разрешения (так, например, собственник вправе привлечь независимого оценщика и оспорить кадастровую стоимость недвижимости).
В ч.1 ст. 7 Закона о кадастре определены характеристики объектов кадастрового учета, которые вносят в реестр: вид недвижимого объекта, его кадастровый номер, адрес и расположение, границы и площадь.
В Законе также имеется перечень дополнительных сведений о недвижимых объектах, внесение в реестр которых определено конкретной ситуацией, например:
- учетные номера, которые ранее были присвоены объекту (инвентарный, кадастровый и т. п.);
- информация об обременениях прав;
- категория земель;
- кадастровый номер исходного объекта, из которого был образован новый недвижимый объект путем раздела, выдела или реструктуризации и т. д.
Отдельно стоит упомянуть о кадастровой стоимости объекта – эта информация служит основой для расчета налога на имущество.
С полным перечнем можно ознакомиться в ч.2 ст.7 №221-ФЗ.
Непрерывно поддерживать данные в актуальном состоянии и обеспечивать общедоступность данных на всей территории страны позволяет принцип ведения государственного кадастра, основанный на единстве применяемых технологий.
ГКН формируется в единую государственную систему, действующую по единым стандартам и в едином правовом пространстве.
Сведения о вновь образованных объектах также подлежат кадастровому учету. Согласно ч. 9 ст. 4 и ч. 4 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ такого рода информация носит временный характер, который утрачивается при регистрации прав на объект, сведения об образованных объектах не являются кадастровыми.
Сведения подлежат аннулированию и исключению из кадастра в случае, если права на недвижимый объект не были зарегистрированы в течение одного года или двух лет (для земельных участков).
Общие сведения
Государственным земельным кадастром принято считать сгруппированное собрание информации относительно всех земельных наделов, которые расположены на территории России.
Основная суть кадастра заключается в получении, оценки и сохранности сведений по отношению к земельным участкам.
Каждый отдельно взятый надел в период оценки получает персональный кадастровый номер либо же идентификатор.
Благодаря этому можно вполне адекватно оценить число и состояние земельных участков, в том числе и возможности применения.
Государственный земельный кадастр позволяет решить несколько основных задач:
- формирование экономической оценки земельного надела, а также фиксация рыночной себестоимости;
- решение ряда вопросов, которые позволяют сохранить наделы на территории России;
- организационные действия, направленные на повышение уровня качества грунта;
- дача разъяснений по вопросу утверждения тарифов на землю;
- совершение различных сделок с объектами недвижимости, включая юридическую регистрацию прав на земли.
Дополнительно также считается управление всех уровней земельными ресурсами государства.
Развитие кадастра
Чтобы проследить развитие кадастровой деятельности, рассмотрим исторический аспект на примере нашей страны. В двенадцатом веке началась перепись земель с описанием их качества. Во времена монгольского ига, чтобы оптимизировать учет и сбор дани, осуществлялась перепись населения и их имущества. Когда феодальное общество распалось, и образовалось централизованное государство, произошло развитие оценки земли с целью налогообложения в условных единицах.
В шестнадцатом веке ведение кадастрового учета осуществлялось по Писцовому наказу. Писцы занимались учетом и измерением пашни, лесов, полей и других территорий. Измерение наделов проводилось приблизительно. Записи содержали юридическую информацию: сделках с угодьями, вступление в наследство и передача прав на землю. Они подтверждали право собственности и регистрировали объекты. Земли подразделялись на виды в зависимости от качества: очень худые, худые, средние, добрые.
Далее развитие деятельности связано с учением В. В. Докучаева о почвах, в котором он разработал методику оценки и научно обосновал стоимость земли. В процессе научных работ использовались картографические инструменты, составлялись схемы карт, проводился химический и физический анализ земли, изучались экономические показатели территории.
Революция 1917 года, в результате которой ликвидировалась частная собственность на землю, и произошло ее деление между простыми слоями населения, явилась стимулом для усовершенствования геодезических и градостроительных работ в больших масштабах.
В начале девятнадцатого века впервые была применена аэрофотосъемка, что способствовало развитию земельно-оценочных работ. В 1968 году введен в действие Земельный кодекс РСФСР, в нем содержалась информация о земельном кадастре. Методика оценки земли регламентировала проведение работ по оценке земли и структуру кадастровых документов.
Современный этап развития кадастра начинается с принятия ФЗ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю». Согласно нормативному акту за использование территорий взимается плата.
Должностные обязанности
2.1. На начальника отдела землеустройства и земельного кадастра возлагаются следующие обязанности:
2.1.1. Контроль изготавливаемой землеустроительной (кадастровой) документации на соответствие требований действующего законодательства.
2.1.2. Анализ особенностей и проблем оборота земель назначения.
2.1.3. Осуществление контроля зонирования территории по экологическим параметрам для целей землеустройства.
2.1.4. Участие в заседаниях наблюдательных советов особых экономических зон.
2.1.5. Осуществление контроля подготовки проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования земельных правоотношений.
2.1.6. Участие в производственных совещаниях.
2.1.7. Руководство отделом специалистов в количестве человек.
2.1.8. Контроль качества и своевременности выполнения работ подчиненных.
2.1.9. Регулирование вопросов комплектования отдела (как кадровые вопросы, так и вопросы оборудования).
2.1.10. Организация обучения и повышения квалификации подчиненных.
2.1.11. .
Общая информация о земельном кадастре
Реформа системы кадастрового учета затронула и государственный земельный кадастр (ГЗК). В результате унификации систем государственного учета он был преобразован в государственный кадастр недвижимости (ГКН), хотя его сущность и принципы создания особо не изменились.
Согласно прежним нормативам, кадастр земельных участков – это информационная система, содержащая сведения, полученные в результате кадастрового учета участков земли:
- расположение;
- назначение;
- зарегистрированные виды прав;
- территориальные зоны, в которых они расположены;
- прочие данные, позволяющие индивидуализировать конкретный участок.
Однако с 2008 года эта система была упразднена в связи с образованием государственного кадастра недвижимости. Сегодня сложно объяснить, что такое земельный кадастр, ведь он не существует.
Пришедший ему на смену кадастр недвижимости – идентичная база данных, но содержащая сведения обо всех объектах, а не только о земле. Да и объем информации в нынешней системе значительно шире, чем в земельном кадастре.
В соответствии со ст. 8 ФЗ № 218, в нынешнем виде государственный земельный кадастр содержит информацию о:
- виде объекта, его кадастровом номере и описании расположения;
- площади и прочих основных характеристиках;
- кадастровом инженере, осуществившем учет;
- возведенных на его территории объектах строительства и их номерах;
- кадастровом квартале и кадастровой стоимости;
- категории земель, видах пользования и природных объектах, размещенных в пределах участка;
- отнесении участка к особым категориям;
- результатах земельного надзора;
- обременениях и ограничениях на использование;
- истории образования и межевания участка и так далее.
Таким образом, несмотря на разные термины и преобразование ГЗК в ГКН, уполномоченным службам удалось сохранить сущность информационной системы. Она по-прежнему систематизирует данные о недвижимости, но теперь спектр объектов кадастрового учета выходит далеко за пределы земельных участков.
Другие способы связи
Электронная почта
Для обратной связи с пользователями Росреестр предоставляет электронный адрес Туда можно отправлять любые письма, заявления и пожелания, касающиеся деятельности организации. Учитывая время рассмотрения писем, такой способ связи подойдет, если вопрос не нуждается в срочном рассмотрении. Для более оперативного решения рекомендуется звонить на горячую линию или создавать обращение на сайте.
Обращение на сайте Росреестра
Внизу главной страницы организации есть пункт «Помощь и поддержка». Нажав на него, пользователь попадает в соответствующий раздел, где может выбрать:
- Помощь и поддержка.
- Жалобы.
- Обращения граждан.
Первый пункт позволяет изучить самые распространенные вопросы и, если у клиента проблема связанна с одной из тем – написать обращение. Второй пункт используется в случаях, когда не устраивает работа организации или отдельных ее сотрудников. В последнем пункте можно задавать любые вопросы, связанные с деятельностью компании, предлагать идеи и тому подобное. Жалоба рассматриваться в срок до 15 дней, а обращение – 30 дней.
Задачи и функции
В общих чертах, главная задача Росреестра – это обеспечение исполнения единой государственной системы учёта: регистрация правообладания на недвижимость и операций купли-продажи, кадастровый учёта земель и недвижимых объектов, а также учёт картографических данных страны.
Исходя из вышеизложенной задачи, вытекают основные функции федеральной службы:
- Запись и учёт прав на недвижимые объекты и сделок с недвижимостью.
- Реестр и кадастр недвижимых объектов.
- Землеустройство и накопление кадастровых данных РФ.
- Геодезия и картография страны (ведение единого каталога географических наименований государства).
- Реестр и надзор за СРО (саморегулируемые организации) и арбитражными управляющими.
История
Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) была образована в ходе административной реформы Указом Президента Российской Федерации В. Путина от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Росрегистрация являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указом Президента от 25 декабря 2008 года № 1847 переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), предусмотрен переходный период для передачи ей функций и полномочий упраздняемыми Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федеральным агентством геодезии и картографии (Роскартография). С 1 марта 2009 года переходный период завершён.
Суть работы
Работа органов государственной власти по кадастровому учёту земель включает:
- Выделение земли на конкретной местности.
- Установление категории земель.
- Расчёт площади выделенной земли.
- Проверка плодородного слоя для определения её продуктивности, загрязнённости и прочих параметров.
- Осуществляется сравнительная оценка стоимости земли.
- Подготавливается документация на выделенную землю.
- Происходит распределение на участки и присвоение индивидуального кадастрового номера.
- Контроль над соблюдением норм законодательства при изменении категории земель.
Единый государственный земельный кадастр обязан в дальнейшем хранить весь пакет документов на землю, который был сформирован. Такая информация хранится не только на бумажном носителе, но ив цифровом формате. Большая часть данных доступна в открытой форме. При запросе можно узнать, кто владелец и пользователь земельных участков и на основе какого документа участок передан правообладателю (собственность или договор аренды).
Учёт и контроль над целевым использованием и изменение категории земель позволяет не допустить халатного отношения к государственным ресурсам
Важно это в случаях, когда собственник или арендатор хочет изменить категорию земель с целью вложения инвестиций в неё
В России существуют следующие категории:
- сельхоз назначения;
- для всеобщего пользования;
- леса;
- водный фонд;
- историко-культурного назначения;
- города и населённые пункты;
- зоны отдыха;
- особо охраняемые территории;
- территории военного назначения.
Каждая из указанных категорий накладывает различающиеся по степени ограничения правила пользования землёй.
В земельном кадастре наряду с прочей информацией фиксируется и то, на каких правах землепользователь занимает конкретный участок.
Различают:
- Право владения землёй означает наличие неограниченных прав, подтверждаемое документально. В данном случае возможно наследование.
- Право распоряжения даёт землевладельцу право использовать участок только в рамках его целевого назначения. Уступка прав, наследование и прочие сделки невозможны.
- Право пользования выделенным участком позволяет землепользователю самостоятельно определять, что именно будет происходить на земле, будь то стройка или посев, при согласованности с целевым назначением.
Такое разграничение стало необходимым для защиты прав граждан.
Благодаря созданию земельного кадастра, появилась унифицированная система учёта земельных ресурсов по всей стран, то есть стало возможно:
- присвоение характеристик отдельным или всем имеющимся участкам;
- оценка с экономической, геологической и качественной точки зрения;
- разработка научно обоснованных общих направлений, мер и способов улучшения продуктивности земель;
- определение комплекса мер, направленных на сохранение и качественное улучшение почв.
Не менее важно и то, что земельный кадастр защищает права землепользователей и землевладельцев, так как это часть государственного правового регулирования земельных отношений. https://www.youtube.com/embed/D0vlA1wMLUI
Развитие технологий земельного кадастра будет способствовать общему росту в силу того, что именно земельные отношения остаются наиболее востребованными.
Учёт земельных ресурсов позволит:
- привлечь инвестиции;
- увеличить налоговые поступления в бюджет;
- обеспечить рациональное планирование и распределение земель;
- разрешать споры;
- взимать справедливую арендную плату;
- соблюсти требования закона при совершении сделок;
- изымать и предоставлять земли;
- справедливо определять размеры компенсаций.
Россия – самая крупная страна в мире, у которой имеются огромные территории. По сути, земля – это и есть главное богатство страны. Главная задача государства – это сохранение и приумножение богатств, для чего и требуется развитие земельного кадастра, способное дать подробную информацию о каждом квадратном метре огромной территории.
Руководство по получению сведений из ГКН
Сведения из ГКН можно получить на основании заявления, которое оформляют на специальном бланке. Получить такой бланк можно в региональных приемных, информация о них размещена на официальных сайтах:
- мфц.ру – Многофункциональные центры РФ;
- rosreestr.ru – служба госрегистрации, кадастра и картографии;
- fkprf.ru – федеральная Кадастровая палата.
В электронном виде бланк документа можно скачать на сайте Росреестра.
Кроме заявления и паспорта могут понадобиться дополнительные документы, если заявитель запрашивает сведения с ограниченным доступом. Если запрос предоставляет законный представитель заинтересованного лица, потребуется нотариально заверенная доверенность и паспорт доверенного лица. Снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости — это сложный? но доступный процесс.
Заявитель вправе выбрать способ подачи заявления:
- в электронном виде: через веб-сервисы в виде XML-документа или заполнив специальную форму на сайте Росреестра;
- на бумажном носителе: при личном обращении в территориальное отделение или воспользовавшись услугами почтовых служб.
Статус рассмотрения заявки можно отследить на сайте Росреестра посредством специального сервиса независимо от выбранного способа подачи документов.
В ситуациях, когда есть необходимость получить несколько документов из службы кадастра, на каждый вид документа заявитель формирует отдельный запрос. Что такое выписка из кадастра недвижимости — читайте тут. Оплата
Услуга предоставления сведений государственными органами предусматривает внесение платежа за ее получение. Единственный вид информации, который можно получить бесплатно – это сведения о кадастровой стоимости объекта.
Оплачивать услугу можно по выбору: заранее или после передачи запроса. Во втором случае при личном обращении заявитель в день подачи заявления получает специальный документ с указанием кода платежа — бланк платежного поручения, эта же информация содержится в сообщении, которое заявитель получает при направлении запроса через электронные сервисы.
Стоимость услуги зависит от выбранной формы получения ответа и вида запрашиваемых сведений. Кроме того, размер платы будет различен для частных лиц и организаций.
При внесении денежных средств после предоставления запроса стоит помнить о том, что в этом случае днем подачи документов будет считаться дата предоставления платежного поручения или следующий рабочий день после перечисления средств от заявителя или расчетной организации на счет платежного агента. Что такое план участка по кадастровому номеру — читайте здесь.
Как сведения о земельных участках вносятся в кадастр
Чтобы новые данные были внесены в сведения об интересующем наделе, лицо, которому это нужно, должно написать и подать в Росреестр заявление о кадастровом учете, по утвержденной форме. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие изменение каких-то данных об участке, либо дополняющих ранее занесенные.
Сведения в поданных документах проверяются на подлинность и точность, чтобы не было основания для отказа их внесения в кадастр. Результаты проверки фиксируются в виде протокола. В нем отражается решение, принятое по каждому показателю проверки.
документ
Затем этот протокол направляется в соответствующее отделение Росреестра, куда изначально было подано заявление. На это уходит 1 день. Переданные сведения включаются в кадастровые или учетные дела по данному земельному участку.
Если уполномоченное должностное лицо Росреестра принимает решения о том, чтобы исправить технические ошибки в сведениях об участке, оно дополнительно тоже оформляется как электронный документ, но подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью. Затем регистрируется в установленной форме.
Таковы особенности госкадастра недвижимости (ранее – земельного кадастра) и его ведения.
Основные функции Кадастровой палаты
Важность Кадастровой палаты заключается в том, что именно грамотное ведение государственного кадастра недвижимости определяет рациональное использование земельных владений, как в интересах отдельных собственников, так и государства в целом. Однако, помимо этого, палата имеет множество других задач
Итак, функции кадастровой палаты:
- Ведение кадастра недвижимости и ведение учета недвижимого имущества. Палата предоставляет заинтересованным лицам сведения, ранее внесенные в кадастр. Поэтому, если вам необходимо подать документы для постановки на кадастровый учет, либо получить сведения из кадастра, то следует обращаться в кадастровую палату.
Кадастровая палата проверяет полученные от граждан и организаций документы о межевании участков. Межевание участков — это установление либо изменение границ участков.
Кадастровая палата учитывает, а также списывает объекты недвижимости, которые были учтены ранее, корректирует имеющиеся данные учтенных объектов.
Исправляет ошибки в кадастровых сведениях.
Определяет стоимость учтенных объектов, либо объектов, характеристики которых качественно или количественно поменялись.
Важный совет: работники кадастровой палаты обязаны информировать население по вопросам, возникающим в области кадастрового учета земель, так как в ее обязанности входит консультационная деятельность. Поэтому вы имеете право обратиться к ним по любым вопросам касаемо сведений интересующего Вас объекта недвижимости.
Услуги кадастровой палаты перечислены на ее официальном сайте.
Для физических и юридических лиц установлены тарифы на предоставление таких услуг, таких как:
- выдача копии документа, служащего основанием для внесения информации об объекте недвижимости в кадастр недвижимости (например, копия межевого плана);
- выдача кадастровой выписки;
- выдача Кадастрового паспорта;
- выдача кадастрового плана.
Также осуществляются консультации граждан и организаций по телефону, который также указан на приведенном выше сайте.
Для удобства граждан кадастровые палаты существуют во всех субъектах Федерации. В регионах они были введены для того, чтобы определить подведомственность объектов недвижимости региона для конкретной палаты, а также для сокращения сроков кадастрового учета и оптимизации работы.
Видео о том, что такое кадастровая палата и какие вопросы она решает.
Внимание!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,
но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:+7(499) 703-42-21 — Москва+7(812) 309-91-17 — Санкт-Петербург+7(800) 500-27-29 доб
482 — Россия (общий)
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта ниже!Все консультации у юристов бесплатны.
В каких целях ведется
Прежде всего, сведения, содержащиеся в Государственном земельном кадастре, используются для решения вопроса о правильном использовании земель.
На основе данных ГЗК принимаются решения о:
- Изменении целевого характера использования земель;
- Назначении задач по новому способу эксплуатации земли для увеличения продуктивности ее использования.
Также на основе данных ГЗК производится контроль использования земельных наделов и дается оценка эффективности потенциальных действий, которые могут быть проведены с данной землей.
Учитывая это, задачами Государственного земельного кадастра являются:
- Зонирование земель;
- Регистрация наделов;
- Учет количества и качества имеющейся земли;
- Бонитировка почв (оценка их плодородности);
- Проведение кадастровых съемок.
Всю полученную информацию необходимо систематизировать, после чего может быть осуществлена главная цель ГЗК: обеспечение всех заинтересованных лиц глубокими знаниями о хозяйственном, правовом и природном состоянии всего земельного фонда РФ в целом и каждого земельного участка в отдельности.
Под заинтересованными лицами следует понимать:
- Органы государственной власти, которые ищут способы максимально продуктивного использования земель;
- Налоговые органы, которые на основе кадастровой стоимости определяют величину налога на землю;
- Юридические и физические лица, которые используют данные из ГЗК в своих личных целях (например, на основе площади участка, его кадастровой стоимости и вида разрешенного использования определяют целесообразность приобретения земли).
Как поставить землю на кадастровый учет
Пройти регистрацию может совершеннолетний гражданин или организация, имеющие документы, которые подтверждают собственность объекта. Если поставить на учет участок земли, можно проводить сделки – дарить его, продавать, предоставлять в аренду.
Чтобы провести оформление, необходимо:
- Вызвать специалистов, чтобы выполнить межевание, получить паспорт.
- Собрать документы.
- Заплатить госпошлину.
- Подать заявление, документы сотрудникам Кадастровой палаты.
- После рассмотрения, регистрации в ГКН, забрать паспорт.
Заявление в Кадастровую Палату
Заявку можно оформить при личном посещении ГКН или заполнить онлайн. Чтобы поставить на учет участок земли, следует заполнить заявление, отдать пакет бумаг для регистрации недвижимости сотрудникам Кадастровой палаты. При отправлении бумаг по почте нужно заверить нотариально подпись под заявкой. Если отсылать заявление через сайты, она должна быть цифровой, электронной.
Подать документ можно такими способами:
- лично посетить филиал ГКН;
- обратиться к специалистам МФЦ (многофункционального центра);
- отправить заказное письмо Почтой России с описью вложения;
- воспользоваться порталом Госуслуг;
- заполнить онлайн через сайт Росреестра.
Документы
Чтобы поставить на учет земельный участок, нужно представить оригиналы, копии бумаг:
- Заполненное по форме заявление.
- Удостоверение личности.
- Документы, которые подтверждают право собственности, завещание, договор купли-продажи.
- Межевой план.
- Чек об уплате госпошлины.
- Доверенность, если документы подает представитель владельца собственности.
Госпошлина
Если нужно поставить на учет земельный участок, следует предварительно уплатить сбор. Сумму госпошлины устанавливает Налоговый кодекс РФ, она составляет 350 рублей.
Квитанцию после оплаты нужно приложить к заявлению.
Без нее через 5 дней после подачи документы вернут без рассмотрения. Реквизиты для оплаты есть на сайте Росреестра.
Межевание
С 2020 без этой процедуры участок нельзя продать, унаследовать, поделить. Межевание – геодезическая съемка, при которой фиксируют точки границ надела. Итог – создание плана. Услугу предоставляют специальные организации, имеющие лицензированных инженеров. Процедуру проводят после заключения с фирмой договора подряда.
Специалист по межеванию попросит документы, которые подтверждают права на землю, паспорт.
За месяц до проведения необходимо оповестить владельцев граничащих участков.
После того как инженер выполнит межевание, чтобы избежать претензий, результат согласовывают с соседями, устанавливают специальные знаки. Когда исполнитель назначит срок, нужно план получить.
- Салат Капрезе рецепт с фото пошагово
- Как положить деньги на КИВИ-кошелек
- Нелегально работающих пенсионеров будут крупно штрафовать
Объекты кадастровой деятельности
По ранее действующим правилам кадастровой деятельности деление информационных систем кадастра производилось не только по видам недвижимости, но и по территории.
Прежде существовал городской кадастр, включавший в себя объекты в пределах населенного пункта, а также региональный и государственный.
После объединения информационных систем в единую базу данных городские базы были ликвидированы, а под этим понятием следует подразумевать городское подразделение Росреестра.
После объединения информационных систем, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 8 ФЗ № 218, общественный кадастр земельных участков и прочей недвижимости ведется в отношении:
- земельных участков сельскохозяйственного, лесного, дачно-садового и прочего назначения, участков для жилищной застройки;
- зданий и сооружений, независимо от их целевого назначения, объектов незавершенного строительства;
- помещений в зданиях, единых имущественных комплексов, в том числе предприятий;
- парко-мест и иных видов недвижимости.