Изразцы: особенности изготовления и примеры использования в интерьере

Дизайн

Сейчас изразцами отделывают печи в частных домах или на даче, а также декоративные электрические камины в квартирах

Очень важно, чтобы изразцы гармонично вписались в дизайн всей комнаты. Проще всего это сделать, если вы обустраиваете новый дом и продумываете дизайнерский проект целиком. Если же вы уже отделали и обставили комнату, а после решили облицовывать камин изразцами, выбрать подходящие варианты будет сложнее

Если же вы уже отделали и обставили комнату, а после решили облицовывать камин изразцами, выбрать подходящие варианты будет сложнее.

Иногда частные дома имеют несколько комнат, а иногда представляют собой открытое пространство без физических границ, разделенное только визуально. Так или иначе, очень важны размеры помещения, в котором располагается ваша печь или камин. Если комната малометражная, рекомендуется преимущественно выбирать светлые изразцы, незначительно различающиеся между собой по тону.

Если помещение просторное, можно подбирать также темные и яркие варианты или играть на контрастах, сочетая несколько насыщенных оттенков.

Какую бы отделку вы ни сделали в своем доме, комнате или квартире, важно помнить, что отделка – это база вашего дизайна интерьера, а печь – наиболее выделяющаяся деталь. В том случае, если вы подобрали простую отделку, например, окрашивание стен или кирпичную кладку, практически любые изразцы будут органично смотреться в качестве облицовки печи за счет наличия росписи. Если у вас яркие интересные обои, изразцы должны контрастировать с ними и выделяться на их фоне

Если у вас яркие интересные обои, изразцы должны контрастировать с ними и выделяться на их фоне.

Говоря о различных материалах, декоративные керамические плитки, покрытые глянцевой глазурью, превосходно сочетаются практически с любыми другими фактурами. В интерьере вместе с ними можно использовать самую разную натуральную, крашеную или лакированную древесину, кирпич и камень, металлические покрытия, стекло, текстиль и пластик. Тем не менее, не стоит сочетать все эти материалы сразу, особенно если у вас небольшое помещение. В качестве основных вариантов лучше выбрать два-три материала.

Кроме того, учитывайте, что, если вы выбираете пестрые заметные изразцы, не стоит их сочетать с витражами или резным деревом. Мебель и отделка должны быть достаточно сдержанными, чтобы не конкурировать с декором печи, а лишь подчеркивать его.

Например, можно разместить несколько изразцов на окне или в зоне кухни. Это позволит привнести во все помещение единый ансамбль. Кроме того, можно разнообразить интерьер и другими аксессуарами, например, разместить на открытых полках керамические вазы или утварь под цвет ваших декоративных плиток на печи.

Изразцовые печи: историческая справка

Изразцовые печи были широко распространены на Руси уже в XVII в. Увы, до наших дней большинство из них дошло в разрушенном или многократно перестроенном виде, так что восстановить первоначальный облик крайне сложно; можно лишь предположить, что все такие печи топились по-белому. 

Немногочисленные сохранившиеся экземпляры (в доме купчихи Шумиловой в Гороховце, в доме купца Шарапова в Торопце, в Новодевичьем монастыре, Троице-Сергиевой Лавре и др.) представляют собой прямоугольные в плане сооружения с дымо­оборотом, но без лежанок, духовок и конфорок. То есть служили они исключительно для отопления. Такие печи устанавливали в углу помещения или специально обустроенном проёме (чтобы обогревать две смежные комнаты). Порой конструкцию оборудовали топ­ливным каналом, что позволяло топить из сеней.

Зато сами изразцы сохранились во множестве. В XVI в. они украшались рельефным узором без росписи и глазуревого покрытия и имели цвет обожжённой глины. В следующем столетии господствовали рельефные расписные и зелёные глазурованные («ценинные» и «муравлёные») изразцы, а при Петре I распространение получили гладкие белые плитки с синим узором («дельфтские кафли»).

Как поклеить в зависимости от вида материала?

Рассмотрим, как правильно клеить обои в зависимости от вида материала. Существует несколько видов обоев:

  • бумажные;
  • флизелиновые (как правильно клеить обои на флизелиновой основе?);
  • шёлковые.

Для каждого из них предусмотрена своя технология наклеивания. Для всех видов обойных материалов существуют и общие рекомендации. Например:

  1. Перед наклеиванием полотен необходимо подготовить стены – заштукатурить их, если они неровные, зашпаклевать, после высыхания материала зашкурить мелкодисперсной шкуркой.
  2. Затем промазать стены клеем — это очистит их от пыли, укрепит верхний слой шпатлёвки.

Бумажные полотна

Для бумажных обоев главное — равномерно смазать их клеем и дать ему пропитать лист. Для этого:

Полотно можно сложить вдвое, изнаночной стороной друг к другу и оставить в таком состоянии на 5-10 минут в зависимости от толщины бумаги.
Особенно важно хорошо смазать кромку листа, чтобы шов между листами не расходился.
Если приложенный к стене лист сворачивается в трубку, края его загибаются, нужно его ещё раз смазать клеем. Лист должен висеть абсолютно ровно.. На бумажные покрытия чаще всего нанесен рисунок, поэтому ещё до поклейки пробуют совместить узоры между сухими листами (как подгонять обои по рисунку?)

При этом появляются небольшие обрезки вверху или внизу листа (как подбирать рисунок и обрезать обои в трудных местах?). На качество приклеивания это не влияет, но забывать об этом нельзя, так как отрывать потом для переделки хорошо проклеенный лист будет обидно

На бумажные покрытия чаще всего нанесен рисунок, поэтому ещё до поклейки пробуют совместить узоры между сухими листами (как подгонять обои по рисунку?). При этом появляются небольшие обрезки вверху или внизу листа (как подбирать рисунок и обрезать обои в трудных местах?). На качество приклеивания это не влияет, но забывать об этом нельзя, так как отрывать потом для переделки хорошо проклеенный лист будет обидно.

Флизелиновые покрытия

Справка

Флизелин — это тип целлюлозы, по своей структуре ближе к ткани, чем к бумаге. Такие обои состоят из двух слоёв — флизелиновой основы и рельефного рисунка на ней.

Работать с ними легко, так как смазывать лист клеем не нужно. Он наносится на стену или на потолок, если есть дизайнерское решение оформить его обоями (подробно о плюсах, минусах и поклейке материала на основе флизелина, читайте тут).

Слой клея на стене должен быть толстым, все щели и дырочки должны быть полностью промазаны, иначе в результате на стенах образуются вспучивания, полотно начинает пузыриться. Этот материал внахлёст не накладывают, только встык — это усложняет работу (как правильно состыковать обои?).

После наклейки листа следует обязательно отогнуть края и промазать стену под ними ещё раз, чтобы швы не разошлись.

Изготовление изразцов

Изразцы изготавливают по авторским рисункам. Учитывая стилистику интерьера и эстетические предпочтения хозяев, художник рисует эскизы будущих изделий. В качестве ориентира обычно выбирают одно из традиционных декоративных направлений (древнерусское, голландское, фламандское).

Но бывают и исключения. В росписи могут быть использованы восточные мотивы или живописные композиции в стиле модерн. Для детских комнат часто заказывают облицовку с сюжетами из популярных мультфильмов.

Следующий этап — определение точных размеров и расчет количества изразцов. К этому моменту должен быть разработан проект будущей печи. Надо сказать, что компании, занимающиеся кладкой изразцовых отопителей, располагают обширными каталогами каминов и печей разного типа. Фирменные сборники также содержат многочисленные образцы облицовок.

Что такое изразец?

Изразцы для печи (изразцовая плитка) – это особый вид керамической плитки, которая имеет коробчатую форму. Обратная сторона плитки имеет форму перевернутой шкатулки.

Она крепиться к поверхности благодаря вмонтированных в нее штырей. Такая поверхность имеет название румпы. Благодаря такому строению, образовывается воздушная подушка между печью и материалом облицовки.

Кроме своей эстетической ценности изразцы являются довольно функциональным материалом. Рассмотрим их основные преимущества:

  • Практичность. Данный облицовочный материал не прихотлив в использовании и не требует особого ухода. Его достаточно протирать влажной салфеткой. Изразцы не впитывают дымный запах, благодаря чему воздух в помещении останется чистым.
  • Теплоотдача. Благодаря тому, что материал изготовления изразцовой плитки глиняный, он удерживает тепло на протяжении длительного времени. Когда плитка нагревается, она расширяется. Так же происходит и при нагревании кирпича. Расширение этих двух материалов имеет одинаковый коэффициент. Это указывает на высокий уровень теплоотдачи.
  • Безопасность. Если прикоснуться к раскаленному кирпичу, можно получить ожег. Такого не случится, если ваша печь или камин украшены изразцами. К ним можно спокойно прикасаться.
  • Экологичность. Для изготовления такой плитки используется глина без различных примесей других компонентов.
  • Длительный срок использования. Изразцовая обкладка надежно послужит вам не одно десятилетие.

Литовские изразцовые печи

Один из замечательных объектов культурно-исторического наследия Литвы — это Вильнюсский Нижний замок, в котором сейчас расположен Музей правителей Великого княжества литовского. Восстановление замка — наверное, один из самых масштабных проектов по возрождению литовской государственности и воскрешению из небытия множества прекрасных образцов средневекового искусства. Экспозиция представлена в хронологическом порядке, и в ней освещены три основных периода в искусстве: готика, ренессанс, раннее барокко.

Круглая керамическая печь во дворце Вилейшиса

При восстановительных и археологических работах были найдены мозаики, керамические и каменные архитектурные элементы и множество старинных печных изразцов, относящихся к периодам правления Сигизмунда Старого (1506—1548) и Сигизмунда Августа (1548—1572). Всего при раскопках было найдено более 300 тысяч артефактов. Экспозиция музея освещает периоды с XIII по XVII век, вплоть до вхождения Великого княжества Литовского в Речь Посполитую и утраты ею государственности.

Печные изразцы составляют самую большую группу архитектурной керамики Нижнего замка. Было найдено более двадцати различных видов изразцов с княжескими гербами и аллегорическими изображениями мифологических и библейских персонажей.

Наибольшее число изразцов, найденных на территории Нижнего замка, относятся к эпохе Возрождения. Это изразцы с многоцветной глазурью и сюжетами гравюр известных немецких художников 16 века: Лукаса Кранаха, Альбрехта Дюрера, Ганса Себастьяна Бехама. В наши дни в Нижнем замке была произведена реконструкция печей XVI века.

Не менее выдающимся образцом искусства начала XX века является архитектурный ансамбль в Вильнюсе — дворец Вилейшиса, построенный в 1906 году по заказу Петраса Вилейшиса архитектором Августом Кляйном.

Петрас Вилейшис (1851—1926) — литовский политический деятель, инженер и меценат, просветитель и подвижник возрождения литовской письменности и национальной литовской культуры.

Рельефный изразец Ганса Краута

Первоначально архитектором было предложено два проекта дворца — в неоклассическом стиле и в необарокко. Вилейшис выбрал необарокко по причине соседства будущего замка с католическим костелом Святых Петра и Павла в стиле барокко, по праву считающимся жемчужиной этого стиля.

Дворец был построен Вилейшисом не только для проживания своей семьи, но и для проведения в нем различных культурных мероприятий. Уже с 1907 года во дворце регулярно проводились художественные выставки литовских художников.

После Второй мировой войны здание дворца было передано академии наук Литвы, и с 1947 года в нем разместился институт литовского языка и литературы.

Во дворце, имеющим интерьеры в классическом, неоклассическом и барочном стиле сохранилось тринадцать печей, выполненных в этих же стилях

Особое внимание обращает на себя зеленый камин, выполненный в стиле модного тогда арт-нуво

Готическая изразцовая печь в замке Хоэнашау

Изразцы для печей во дворце произведены финляндским заводом «Або» — Abo kakelfabriks aktiebolag (AKF), чьи модели мы активно используем в своей работе и о котором писали в нашей статье о финских изразцовых печах начала XX века. Интересен тот факт, что в гостиной дворца Вилейшиса стоит точно такая же изразцовая печь в стиле барокко, как в реконструированной Усадьбе Всеволожских в Москве.

Процесс облицовки

Непосредственно процесс облицовки своими руками начинается с аккуратного выкладывания первого ряда керамических элементов. Этот этап одинаков как для печей, так и для каминов. После того как печь украшена первым рядом, к нему крепится печной корпус из кирпичей. Рекомендации по укладке: в начале производится укладка без использования глиняного раствора, фиксируется положение элементов, затем нужно разобрать ряд и, начиная с углов, произвести работу с использованием раствора. Далее следует действовать по следующей не сложной схеме, воспроизвести которую не сложно и своими руками:

  • 1 ряд – кладка из кирпичей
  • 2 ряд – изразцы
  • 3 ряд – румпа
  • 4 ряд – штырь
  • 5 ряд – скоба
  • 6 ряд – проволока
  • 7 ряд – петли для крепежа.

Румпу необходимо заполнить глиняным раствором на ½ объема и, как можно плотнее вдавить в него мелкие камушки – лучше использовать речную гальку. Сверху наносят слой кладочного раствора, который должен доходить до бортов. Далее необходимо прижать к изделию кирпич. В тот момент, когда кирпичной кладки становится по высоте равна уровню изразцового ряда, отделочный материал требуется стянуть проволокой.

Вертикальные ряды румп рекомендуется скрепить для лучшей крепости печи стальными скобами, важно проследить за тем, чтобы они защелкнулись. Толщина шва между двумя горизонтальными рядами, которая допускается при осуществлении кладки, должна составлять не менее 3 мм, так как декоративная часть будет оседать вместе с кирпичной основой

Для того чтобы печь или камин смотрелись привлекательно, необходимо строго соблюдать эти рекомендации.

Завершив отделку и создание кирпичной кладки, требуется все образовавшиеся в процессе швы тщательно зачистить, используя шило, а потом промыть от остатков раствора поверхность и хорошо просушивают ее.

Следующий этап совершенствования печей или каминов – нанесение на швы гипсового теста. Оно должно подсохнуть несколько минут, а лишнее количество просто убирается сухой тряпкой. Окончательный этап отделки печей и каминов своими руками – высыхание, которое продолжается 14-21 день в зависимости от микроклимата в помещении

Внимание – все это время растапливать печь или камин запрещено
.

Как сделать изразцы своими руками

Мастер-класс по изготовлению изразцов будет интересен тем, кто решил взяться за дело самостоятельно. Работа не сложная, но кропотливая и очень увлекательная. Знание нюансов выполнения каждой операции позволит избежать разочарования и получить качественное изделие.

Подготовка к работе включает в себя: приобретение гипсовой шпатлевки для изготовления формы и специальной глины для изделия. Из приспособлений понадобятся ножи или стеки и муфельная печь для обжига. Не будет лишней пошаговая инструкция, которая позволит изготовить изразец в соответствии с традициями русских мастеров.

Изразцы для камина своими руками

До того как начать делать изразцы, изготавливают их эскиз, позволяющий с учетом габаритов камина произвести расчет необходимого количества изделий и их конфигурации. После этого продумывается, форма изразца, проще всего сделать прямоугольные или квадратные изделия. Так получают небольшое отклонение от запланированных размеров, и подгонять их на месте будет намного проще.

Изразцы для камина своими руками

Нужно сразу продумать рельеф и узор, это влияет на конфигурацию шаблона. После этого готовят форму (шаблон), который используется много раз, и в нем постепенно накапливаются остатки глины. По этой причине перед каждым началом работы, необходимо ее очистить и просушить.

Внимание! Даже небольшая грязь в форме оставить свой след на лицевой поверхности. Форму заполняют глиной, не забывайте, что материал нужно добавлять небольшими порциями

Начинать заполнять формы нужно от центра, так в ней не останется воздушных карманов, которые испортят вид изразца. Глину, распределяют по всей площади, ее нужно хорошо утаптывать пальцами. Так вы заполните все пустоты шаблона, формирующие рисунок изразца

Форму заполняют глиной, не забывайте, что материал нужно добавлять небольшими порциями. Начинать заполнять формы нужно от центра, так в ней не останется воздушных карманов, которые испортят вид изразца. Глину, распределяют по всей площади, ее нужно хорошо утаптывать пальцами. Так вы заполните все пустоты шаблона, формирующие рисунок изразца.

Новичкам легче делать гладкие изделия, и только потом создать фон или рисунок. Облицовка камина изразцами, может быть красивой, даже при отделке гладкими изразцами.

Подготовка глины для изразца

Сначала необходимо подготовить глину, она должна постоять некоторое время в замоченном состоянии, которое можно использовать для подготовки форм.

Изразцы нужно делать из пластичной глины, предназначенной для гончарных изделий. Прочность после обжига, пластичность и способность держать форму превращает ее в идеальное сырье, После этого из глины формируют небольшие шарики, их хорошо просушивают. Сушка проходит в теплом помещении или летом на улице, После сушки шарики измельчают и просеивают. Можно это делать с помощью мелкого, проволочного сита, Отмучивают глину – заливают водой просеянный порошок, смесь хорошо перемешивают, дают отстояться

Воду после этого осторожно сливают, при этой операции нельзя трогать нижний слой. Это и будет чистый материал необходимый для работы

Любые примеси, в глине отрицательно сказывается на качестве продукции. Причина в том, что отделка камина изразцами, во время топки нагреваются, и из-за этого слегка увеличиваются в объеме. Посторонние включения обладают другим коэффициентом расширения по сравнению с глиной, и во время нагревания плитка может треснуть,

Рекомендация. Специалисты советуют очищать глину так – в емкости для отмучивания глины, делают несколько вертикальных отверстий, их закрывают деревянными заглушками. При отстаивании глины, вода сверху будет становиться светлее. Извлекая заглушки, постепенно сливают светлую жидкость, пока вся вода не стечет.

Подготовленную глину сушат на солнце, часто, перемешивая. Одновременно сырье станет пластичным и однородным.

Знающие люди добавляют в глину дополнительные компоненты – шпат, шамот, каолин, они дают смеси новые свойства.

Формирование модели изразца

Для изготовления гипсового слепка, необходимо сделать шаблон. На 20-30 мм пласт глины, наносят нужный рисунок. Если он простой, то можно просто вылепить его пальцами, сложный узор, вырезают стеком. Он похож на деревянный нож, пропитанный олифой. Их делают самостоятельно или покупают, вместо них могут использоваться кожаные или проволочные петельки.

Совет! Создавая глиняный узор, не забывайте, что его нужно будет отделять от шаблона, по этой причине, мелкие детали в узоре лучше не использовать. Углубления и выступы делают так, чтобы на срезе получался конус, в качестве примера может послужить детская пасочка. Высохший шаблон укладывают в опалубку и смачивают из пульверизатора. Небольшой блеск глины укажет, что влаги для материала хватит.

Гипсовый состав делают из обычных компонентов – разводят гипс водой, в пропорции 7:10. Нужно засыпать гипс в воду, если сделать это наоборот, то вы устанете размешивать и раздавливать появившиеся комочки.

Гипсовый раствор почти моментально теряет текучесть, лучше его смешивать в разрезанном пополам резиновом мяче. Новичкам желательно использовать не гипс, а шпатлевку, она дольше не застывает.

Колыбель в избе

Колыбель на Руси имели различные формы. Были и выдолбленные, и плетеные, и подвесные, и «ваньки-встаньки». Названия же их были на удивление разнообразны: люлька, зыбка, колиска, качалки, баюкалка. Но с колыбелью связан ряд традиций, который оставался неизменным. Так, например, считалось необходимым устанавливать колыбель в том месте, где младенец может наблюдать рассвет. Качать пустую колыбель считалось плохой приметой. В эти и многие другие поверья мы верим и по сегодняшний день. Ведь все традиции предков основывались на их личном опыте, который новое поколение приняло у своих пращуров.

4 этап — Изготовление формы для изразца

Подсохший шаблон помещают в опалубку и увлажняют с помощью пульверизатора. Легкий блеск на поверхности подскажет, какое количество влаги будет достаточным.

Как приготовить гипсовый раствор

Состав простой: гипс и вода, которые замешиваются в пропорции 7:10. При этом, гипс засыпается в воду, а не наоборот.

Совет. Ввиду того, что гипсовый раствор быстро теряет требуемую текучесть (вязкость), его лучше готовить в половинке резинового мяча. Так проще перемешать компоненты до однородной массы.

Новичкам рекомендуется заменить гипсовый раствор шпатлевкой. Она дольше сохраняет текучесть.

Заливка гипса в опалубкуПодготовленный гипс выливается на шаблон тонким слоем

Здесь важно проследить за тем, чтобы раствор заполнил все участки. Ведь на этом этапе формируется внешний вид будущего изразца. Далее форма заливается гипсом полностью

Далее форма заливается гипсом полностью.

Мастера не советуют делать формы для изразцов для изнаночной стороны (румпы). Лучше сформировать ее руками, так сцепление с лицевой частью изделия будет более прочным.

Схватится гипс уже через 7-10 минут, а через 20 полностью затвердеет. После этого опалубка снимается, а форма вместе с шаблоном подвергается сушке. Сушить лучше при комнатной температуре. Это увеличит время сушки, но снизит вероятность появления повреждений в шаблоне.

Осталось только отделить готовую форму от шаблона. Сделать это легко, поскольку глина при сушке уменьшается в размерах (сжимается). Тем не менее, следует проверить, чтобы в форме не осталось глиняных крошек. Поэтому, ее лучше вымыть и просушить. Правильно сделанная гипсовая форма обеспечивает качественную формовку примерно для двух сотен изразцов. При этом учтите, что на их изготовление с использованием только одной формы уйдет значительное время. Для повышения производительности нужно изготовить несколько гипсовых форм и делать одновременно большее количество изразцовых плиток.

Если данная процедура кажется слишком сложной, то советуем ознакомиться с тем, как сделать изразец без изготовления формы.

Изготовление изразца с гладкой поверхностью без формы — видео

Продолжение

Для того чтобы не тратить время на изготовление формы, мастера советуют использовать обычную кухонную емкость. При этом пластиковая емкость хороша тем, что в нее лучше укладывать глину. Готовому изразцу она придает необходимую жесткую форму, но сложнее вынимать плитку. А из силиконовой формы изделие проще вытягивать.

Теперь, когда форма готова можно приступить к изготовлению изразцов для печи и камина.

История

Печник с изразцами, 1955 год

Древний мир

Облицовочная керамика, покрытая цветной оловянной глазурью, была известна ещё в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии, самые древние образцы датируются 2 тысячелетием до н. э.

В Египте керамика стала широко применяться для декорирования помещений со времени Нового царства.

Европа

Европейский изразец

В странах Европы изразцы применялись для облицовки стен, полов и дорожек начиная с VIII века, но особенно широкое распространение они получили лишь в XV—XVII веках. В Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Венгрии было огромное разнообразие форм и орнаментов изразцов и богатых изразцовых печей, выполненных в соперничающих цехах.

Русское царство

Формы русских изразцовых печей развивались в русле западных влияний.

С первой половины XVII века изразцы активно применяются в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства для отделки фасадов (т. н. ширинковые изразцы) и особенно интерьеров монастырских и церковных строений. Крупные архитектурные формы, украшавшие фасады строений были редкостью (известны подобные рельефы в Дмитрове (Успенский собор) и Старице (Борисоглебский)).

Расцвет ценинного дела в Москве 1670—1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона. Он основал мастерскую по изготовлению изразцов сначала в Иверском монастыре. О том, что в Иверском монастыре работали мастера-керамисты и резчики форм «родом иноземцы», переведённые затем под Москву на строительство Нового Иерусалима, сообщает архимандрит Леонид (Кавелин), изучавший оригинальные архивные документы монастыря. Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель. После опалы патриарха Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, мастера переведены в Оружейную палату. Впоследствии в начале XVIII века производство изразцов в Новоиерусалимском монастыре было возобновлено — работали там пленные шведские керамисты Ян Флегнер и Кристан. Изразцы, выпускаемые мастерской были уже не рельефные, а гладкие с орнаментом, нанесённым краской.

Один из белорусских мастеров, известный под именем Степана Иванова Полубеса, прославился своими работами в храме Григория Неокесарийского (Москва) на Большой Полянке (1667—1679), в Иосифо-Волоколамском, в Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях, а также в Храме Покрова Богородицы в Измайлове. Знаменитый орнамент Храма Григория Новокесарийского (1668 — середина 1670-х), надвратной церкви Андреевского монастыря (1675) и Храма Покрова Богородицы в Измайлове (1679—1683), получивший название «павлинье око», был выполнен, по мнению исследователей, по тем же формам, что и «павлинье око» в Новоиерусалимском монастыре.

В XVIII веке изразцы в столице России использовались в основном для облицовки печей. Хотя в провинции метод украшения зданий изразцами сохранялся до середины XVIII века, но использовались при этом преимущественно печные изразцы. Гладкие изразцы с росписью выпускали до середины XIX века заводы Петербурга, Москвы, Ярославля, Балахны и др. городов.

Ярославль и Псков – оплоты искусства изготовления муравленых изразцов

Особое внимание искусству изготовления муравленых изразцов уделяли ярославские мастера. Именно в этом городе и сегодня можно увидеть облицованные ими здания

Храм Рождества Христова, построенный в 1644 году, – первое церковное строение, украшенное муравлеными изразцами, которыми здесь выложена часть фасада и крыльцо. Однако особого внимания заслуживает изразцовый фриз, на котором записаны имена людей, внесших основные пожертвования на строительство церкви. Муравленые изразцы со временем стали своеобразной визитной карточкой большинства ярославских храмов.

Вторым городом на Руси, имя которого тесно переплетается с развитием искусства изготовления муравленых изразцов, стал Псков. Здесь глазурь для покрытия изделий использовалась еще в 16 столетии. Образцы в виде плит-надгробий можно встретить в склепах Псково-Печерского монастыря, которые датируются второй половиной 16 века.

Еще более ранними работами украшена церковь св. Георгия со Взвоза, построенная в 1494 году. На церковном барабане выполнен изразцовый пояс, на котором можно рассмотреть различные изображения: мифологический зверь, барс, птица и два человека.

Изготавливаем изразец из глины

Вокруг гипсовой формы делается деревянная опалубка. Все края должны быть ровными и возвышаться над гипсом примерно на два сантиметра. Потом наносится глина. Правила заполнения формы глиной:

Отверстия в румпе для проволоки.

  • смесь вдавливается с усилием тонкими слоями – обязательно нужно заполнить все полости рисунка;
  • начинать нужно от цента и продвигаться к краям;
  • после полного заполнения поверхность выравнивается по уровню опалубки.

Очень важный этап изготовления изразцов для печи своими руками – это формирование румпы. Это такой бортик по периметру изразца. Он нужен для крепления плитки. Благодаря румпе остается воздушный зазор между стеной печи и отделкой. Высота румпы должна быть около 2,5 см, а общая толщина изразца 45-50 мм. Чтобы сделать этот бортик нужно скатать из глины колбаску и закрепить ее по периметру с отступом от края 15-20 мм.

На каждом ребре румпы должно быть по два отверстия. Через них будет пропускаться проволока. Ею изразцы крепятся друг с другом и к кирпичной кладке. Затем нужно дать глине немного подсохнуть, после чего она немного уменьшится в размере. Благодаря этому изразец можно вытащить из формы. Потом нужно еще раз проверить размеры и в случае необходимости немного подправить изделие. Кроме этого, возможно придется сгладить некоторые изъяны в рисунке.

Обжиг и декорирование изразцов

Процедура обжига изразцов выполняется в два этапа. Сначала изделия закаливают в специальной печи при температуре 900 градусов на протяжении 4 часов. Затем печь выключается, но плитку нельзя доставать пока та окончательно не охладится. Суть в том, чтобы изразцы остыли медленно. После этого плитка становится твердой, но еще не достигает пика своей прочности. После первичного обжига изделие декорируют:

  • роспись масляными красками;
  • ангобирование – окунание в жидкую глину разных оттенков с добавлением ангоба. Ангоб нужен, если изразец не будет покрыт глазурью.

Еще можно использовать минвату для трубопроводов, дымоходов, крыш и многого другого.

Глазурью можно покрывать как окрашенную плитку, так и вовсе не декорированную сразу после первичного обжига. Для этого изделие полностью опускают в глазурь. Глазурование – это необязательный этап, который можно пропустить. После декорирования изразцы проходят вторичный обжиг при более низкой температуре в течение 3 суток. Облицовка печей такими изразцами придаст вашему интерьеру необычный колорит.

Изразцы – одна из разновидностей керамической плитки, предназначенная для отделки печей и каминов. Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной, покрыта глазурью или не иметь покрытия вообще — терракотовый изразец. Также изразцы различаются по форме (квадрат, прямоугольник) и наличию румпы — коробчатого выступа на обратной стороне плитки. Румпа придает изделию прочность и делает печь или камин более теплоемкими.

Изразцовое искусство в России существует более десяти веков. Если вы хотите приобщиться к древнему искусству, предлагаем вашему вниманию небольшой мастер-класс. Сам процесс создания изразцов не слишком сложный, и овладеть им при желании могут люди даже без художественного образования. Особенно хорошо это занятие для совместного досуга с детьми.

Материалы для изготовления изразца просты и найдутся почти в любом доме, в крайнем случае, в ближайшем строительном магазине. Найти муфельную печь для обжига – это задача уже посложнее. Придется обзвонить мастерские по работе с керамикой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий