Какие бывают хомуты
Хомуты бывают крепежными и ремонтными, по ссылке вы найдете ремонтные муфты и хомуты. С помощью крепежных трубы крепятся друг к другу. А с помощью ремонтных осуществляется ремонт пробоин.
Крепежные делятся на разновидности в зависимости от своей конструкции:
- Спиральные изделия позволяют соединить между собой армированные трубы. Они могут поворачиваться как по часовой, так и против часовой стрелки.
- Стальные силовые бандажи – это стальная лента с надежными зажимами. Они подходят для установки систем, работающих под давлением. Ими можно скрепить армированные трубы любого диаметра и формы.
- Усиленный бандажный двухсторонний хомут позволяет скрепить армированные или толстостенные элементы. Применяются для систем, работающих под давлением.
- Проволочный элемент позволяет скрепить гибкие и гофрированные трубы. Установка происходит с помощью специальных зажимов.
- Червячный двусторонний бандаж позволяет надежно скрепить элементы системы, подверженной вибрации. Они идеальны для отопительной и водопроводной системы.
- Трубные бандажи позволяют зафиксировать участок системы трубопровода в определенном положении.
- Для горячего водоснабжения и отопления часто применяются пружинные изделия. Они имеют свойство расширяться под воздействием тепла.
Хомуты для труб обладают достаточно простой конструкцией
Кроме того, они могут отличаться материалом изготовления. Наиболее часто используется сталь или оцинкованный металл. Эти изделия подходят для ремонта и монтажа пластиковых и чугунных труб. Однако ими можно крепить и асбестоцементный элемент. Также существуют хомуты из армированных полимеров, они нужны для ремонта и установки пластиковых труб.
Двусторонние бандажи могут быть подвижными или жесткими. В первом случае кольцо может разжиматься под воздействием тепла, поэтому такие изделия подходят для монтажа трубопроводов отопления и горячего водоснабжения. Во втором — хомут фиксируется неподвижно и жестко. Такие изделия применяются для крепления трубопроводов большого диаметра и их изгибов.
Могут отличаться бандажи и по форме. Это может быть кольцо, две скрепленные между собой скобы. Также они отличаются по тому, имеется ли в комплекте уплотнительная прокладка. Изделия с таким дополнением стоят дороже. Однако резина повышает герметичность соединения и снижает вибрацию.
Ремонт водопроводных и канализационных систем из чугуна
В жилых домах чугун повсеместно используют в стояках, часто утечки возникают в местах раструбного соединения с пластиковыми отводами. Давление в стояке практически отсутствует, так что его ремонт состоит в простой герметизации дефектного места.
Для проведения этих работ подходят технологии, используемые при герметизации стальных магистралей и некоторые другие способы.
Цементная обвязка
Если под рукой нет эластичного бинта, можно воспользоваться обычным марлевым в сочетании с цементным раствором, проводя следующие операции:
- Размешивают цемент с водой до получения сметанообразной массы.
- Опускают медицинский бинт в раствор и пропитывают его цементным составом.
- Обматывают дефектный участок несколько раз по спирали в 3 – 4 слоя.
- Трубопроводом можно пользоваться после высыхания состава спустя сутки.
Зачеканка
Методика используется для закрытия трещин и свищей в чугунных трубах и заключается во вбивании свинцовых заклепок в щелевые полости. Являясь мягким веществом, свинец надежно закрывает и герметизирует дефектный участок, когда полый отсек заполнен.
Способ заделки протечек чугунных труб
Набивка
Часто утечки возникают в раструбных стыках чугунных элементов, для их заделки используют набивку из волокнистых материалов, пропитанных битумом, работа проводится в следующем порядке:
- Извлекают старую набивку с помощью острых предметов, освобождая пространство для укладки ремонтных компонентов.
- Пропитанный битумом джутовый или пеньковый канат (веревку) плотно заталкивают в образовавшуюся щель по всему периметру, оставляя сверху расстояние около 10 мм.
- Закрывают набивку цементным раствором, замазывая им свободное пространство.
Чопики
Чопик относится к способам ремонтирования чугунных и стальных труб советских времен, для заделки дыр используют деревянные заглушки из твердых пород дерева. Основное преимущество – закрытие свища, через который поступает вода под давлением и под рукой нет стандартных заводских приспособлений, в течение нескольких минут.
При его использовании деревянный колышек затачивают под любым углом и слегка вбивают в отверстие, после воздействия влаги древесина расширяется и плотно закрывает свищ. В стальных линиях советской эпохи чопики выстаивали по 5 лет, при появлении протечек в результате расширения дыр их просто вбивали поглубже.
Метод ремонтных работ с использованием чопиков
Методы ремонта трубопроводов из пластика
Различные пластиковые трубы ремонтируют при помощи хомутов, наложения заплаток, заклеивания отверстий.
Для распространенных полипропиленовых трубопроводов разработана специальная технология, суть которой заключается в заделке свища разогретым стержнем из полипропилена. При этом отверстие рассверливают до нужного диаметра, нагревают его торцы железным стержнем, вставленным в паяльник, после помещают внутрь дыры расплавленный штырь из полипропилена, выступающий конец которого затем обрезают.
Вторым методом ремонта является вырезание поврежденного участка, после чего трубные концы соединяют наружной муфтой с использованием сантехнического паяльного утюга.
При отсутствии специального инструмента можно попытаться отремонтировать трубу из полипропилена самостоятельно, поступив следующим образом:
- Сливают воду из системы, сверлят в трубе круглое отверстие и вырезают из полипропилена стержень чуть большего размера (на строительном рынке в продаже имеется полипропиленовые стержни).
- Расплавляют трубную дыру вставленным разогретым металлическим штырем, одновременно нагревая полипропиленовую вставку до размягчения строительным или бытовым феном, температура воздуха которого достигает 800 С. (температура плавления полипропилена 260 С.)
- Помещают разогретую вставку в отверстие, после остывания ее верхний торец обрезают.
Методика ремонта канализационных труб из ПВХ
Канализационные линии находятся под невысоким давлением и соединяются раструбовым способом, поэтому ремонт дыры или трещины проще всего произвести заменой поврежденного сегмента. Если это невозможно, используются металлические хомуты или обвязка герметизирующими полосами, скотчем, изоляционными лентами. Можно наклеить на поврежденное место заплатку из плотного материала, используя специальный клей для ПВХ, заделать его эпоксидной смолой или холодной сваркой.
Рис. 11 Способ ремонта труб из пластика
Использование бандажа в случаях повреждения трубопроводов является наиболее эффективным способом их ремонта в бытовых условиях на прямолинейных отрезках. Если повреждение происходит в труднодоступных или изогнутых местах на отводах, используют варианты с применением клеевых составов, лент, вставок из различных материалов.
С помощью специальных ремонтных хомутов можно ремонтировать различные трубопроводы. При этом благодаря большому ассортименту таких изделий можно подобрать хомут для труб разного назначения из разных материалов. В нашей статье мы расскажем, для чего предназначены ремонтные хомуты, какие разновидности таких изделий существуют, и как их правильно использовать в той ли иной ситуации.
Разновидности недостатков, с которыми позволяет справиться ремонтный хомут
Такие изделия могут справляться с самыми разными неполадками в трубах. А конкретно:
- прорыв трубы;
- трубопроводный свищ. В данном случае применяют хомут, который оборудован гибкой прокладкой. Прокладка плотно вдавливается в свищ и закрывает его;
- трещины в водопроводе. В данном случае ремонтные устройства могут убрать течь и из очень маленьких, и из больших расколов на стенке трубы;
- перелом трубы. Хомут не только справится с данной проблемой, но и как правило выступает в роли крепления к неподвижной опоре (стене);
- недостатки сварки;
- игольчатые отверстия;
- повреждения механического типа (от ударов).
Нюансы и особенности при работе с трубопроводом
Какое требование можно назвать главенствующим среди предъявляемых претензий к крепежным деталям? Безусловно, это будет гарантия предотвращения поперечного смещения всех закрепляемых частей единой линии. Это бесспорно основная задача данного сантехнического элемента.
Но в этом деле есть небольшой нюанс, при четком предотвращении поперечного движения закрепляемых частей, у трубопровода должна быть возможность продольного маневрирования. Если точнее, то у труб должен быть обеспечен продольный, осевой, расход. Эта необходимость связана с температурным воздействием, отчего трубопровод имеет печальное свойство немного расширяться. Этому «недугу» подвержены и полимерные и металлические конструкции. Однако стоит отметить, что для пластика коэффициент расширения несколько снижен, но все же имеет место.
Установка трубы в хомут
Подробности
Осуществление подсоединения к городскому вoдoпрoвoду магистрального типа, который имеет крупный диаметр, без специальных приборов должного учета — находится под строжайшем запретом!
Теперь рассмотрим все виды хомутов подробнее. Чтобы понимать какой именно пригодится лично вам, необходимо разобраться в их особенностях.
- «Чугунная седелка»
Выглядит и значится как: хомут-обойма и располагается по окружности трубы. Применяется в тех случаях, когда необходимо подсоединиться к трубопроводу водоподающей магистральной линии, которая не находится под давлением.
- «Засверловочный хомут»
Хомут для врезки в водопровод под давлением.
Выглядит хомут как: сборный модуль, который оснащен специальными поворотными разъемами и насадками.
Монтаж: осуществляется на чугунных, стальных, а так же, полимерных водо- снабжающих магистралях.
- «Электросварный тип»
Выглядит как:
седло для трубы водопровода;
— фреза, которая нужна для рассверливания полученных отверстий;
— запорная деталь, включающая отвод;
— нагревательная спираль.
Монтаж: исключительно пластиковая система.
- Простой «хомут-сиделка».
Состоит из:
— «седло» (является основным элементом);
— прижимной эластичный кронштейн;
— резиновый уплотнитель
При производстве таких хомутов, зачастую используется: металл.
Монтаж: врезка осуществляется в полимерные, металлические или асбестоцементные магистрали.
Изготовление хомута
В случае если по каким-либо обстоятельствам приобретение хомута в специализированном магазине нереально, вопрос возможно решить посредством независимого изготовления элемента. Для этого направляться выполнить следующее:
- Нужно взять полосу оцинкованной жести нужной ширины и толщиной около 1 мм.
- Посредством гибкой рулетки измеряется окружность трубы и к этому показателю прибавляется по 3–4 см с каждой стороны полосы, нужных для изготовления ушек для крепления.
- Полоса взятой ранее длины отрезается от страницы и разделяется на две части (возможно сделать цельный хомут из одной полосы).
- Заготовки загибаются до нужной формы. Работу возможно проводить как конкретно на месте, так и применяя отрезок трубы для того чтобы же диаметра в качестве макета.
- С каждой стороны взятых полуколец посредством пассатижей отгибаются ушки, нужные для крепления. В них сверлятся отверстия.
- В качестве уплотнителя возможно применять несложную резину толщиной от 3 мм.
- Полученный хомут и уплотнитель монтируются на место аналогично заводскому варианту.
Где они применяются
Ремонтные хомуты, или, как их еще называют муфты для труб, используют для работы с трубопроводами из любого материала. Их главное достоинство в том, что они могут использоваться многократно. С такими муфтами можно сделать недорогой и срочный ремонт магистралей выполненных из:
- Чугуна.
- Стали.
- Полиэтилена.
- Металлопластика и асбестоцемента.
Разновидности повреждений, которые устраняют хомутами:
- Послесварное.
- Надломы труб.
- Образовавшиеся продольно трещины.
- Игольчатое отверстие.
- Послекоррозийный свищ.
- Дыры в результате удара.
Преимущества хомутов очевидны:
- Монтаж несложный и выполняются очень быстро.
- Быстро герметизируется аварийная зона.
- Изделия отличаются низкой стоимостью.
- С данными муфтами можно снизить себестоимость ремонтных мероприятий.
- Используя при ремонте, не нужно отключать всю систему.
- Образуемая хомутами конструкция, отличается надежностью и длительным сроком использования.
Трубный хомут С-образный и в форме буквы
Хомут имеет два зажимающих болта, если он О-образной формы и состоит из двух полуокружностей. Их можно затягивать как ключом или головкой, так и шлицевой и крестовой отвертками. В комплектацию каждого хомута входит сантехническая шпилька длиной 10 см с приваренной к корпусу гайкой. Крепеж гайки происходит в заводских условиях автоматически на линии, что до предела исключает наличие брака и, соответственно, поломку крепления.
Чтобы усилить конструкцию, скрепленную хомутами, на их скобах делаются ребра жесткости. После того, как изделия полностью изготовлены, они проходят обработку гальваническим покрытием, чтобы соблюдалась вся техническая цепочка. Толщина этого покрытия составляет 6 мкм. Каждый хомут – в отдельной упаковке, в комплекте с ним идет дюбель и шпилька. Такая комплектация очень удобна для покупки, ведь не нужно отдельно покупать или заказывать дюбеля, а также полностью сводится к нулю вероятность разукомплектации.
Удобен в использовании и нержавеющий трубный хомут С-образный, затягивание его происходит с помощью лишь одной гайки, а выглядит он, как петля, сделанная из металлической полоски. Внутри, как полагается, вставлена резиновая прокладка, а на концах этой полоски имеются отверстия. Такой хомут надевается на трубу, обхватывая ее своей петлей, а когда отверстия на концах совпадут, вставляется болтик, и все это успешно затягивается.
Виды и их отличия
Хомуты для ремонта труб классифицируют по двум признакам: по типу конструкции и материалу изготовления.
В зависимости конструктивных особенностей, приспособления делят на:
- Односторонние – представляют собой единую ленту U-образной формы с активной перфорацией в верхней зоне. Перфорация предусмотрена для резьбового монтажа. Изделия рекомендуется использовать для ремонта трубопроводов малого диаметра.
- Двухсторонние – состоят из двух одинаковых полуколец, которые соединяются резьбовыми парами с винтами.
- Многосоставные – включают в себя три и более рабочих сегмента. Предназначены для установки на трубопроводы увеличенного диаметра.
Односторонний хомут
Исходя из материала изготовления, различают два типа ремонтных хомутов:
- Стальные – из углеродистой, нержавеющей или легированной стали. Диапазон толщины стенок – 0,8-2 мм. Такие хомуты максимально устойчивые к коррозии, долговечные и относительно легкие, поэтому удобны в монтаже. Из стали изготавливаются хомуты всех типов конструкций.
- Чугунные – из литого чугуна. Диапазон толщины стенок – 1,5-35 мм. Данные изделия несколько тяжелее и массивнее стальных, но вместе с тем они прочнее и износоустойчивее своих конкурентов. Из чугуна выполняют преимущественно двусторонние и многосоставные хомуты.
Совет. Стальные хомуты отличаются способностью поглощать вибрации инженерных систем, поэтому они наилучшим образом подходят для наружного монтажа.
Как подобрать необходимые детали
Хомуты для крепления шлангов выбирают, учитывая следующие факторы:
- материал, из которых делают стяжки;
- вид конструкции;
- вероятность возникновения повреждений;
- диаметр трубы;
- расстояние между фиксируемыми деталями;
- комплектация;
- тип соединения;
- устройство хомуты.
Приспособления для стяжки бывают раздельными и цельными. Последние изготавливают из пластика. Элементы из первой группы состоят из крепежной части и непосредственно хомута. Наличие первой поможет прикрепить деталь к потолку или стене.
Неизменным размером обладает лишь пружинный хомут, поэтому при его подборе следует обратить внимание на исходные данные. Чтобы их получить, необходимо провести необходимые замеры посредством штуцера
В раскрытом состоянии хомут должен быть больше трубы или шланга (максимальное значение), диаметр стянутой детали обязан соответствовать обозначенному минимуму.
Изделия фасуют по наборам. 10 деталей хватит для фиксации нескольких шлангов. Если потребность в демонтаже возникает регулярно, рекомендуют приобрести комплект, состоящий из 200 хомутов. Материал изготовления – один из самых важных критериев. Приспособления из нержавеющей стали является гарантией надежного и долгосрочного соединения. Изделия из пластика можно применить для фиксированного и подвижного соединения.
Как сделать и поставить хомут на трубу
Если у вас остался кусок отлива из оцинкованной жести после установки окон, а в гараже валяются старые камеры, то сделать хомут можно и самому.Для этого вам понадобятся следующие
Материалы:
- Кусок оцинкованной жести толщиной 0.5-1 мм.
- Кусок резины толщиной 1.5-3 мм, как правило этот кусок вырезается из старой автомобильной камеры, но можно использовать любую резину.
- 2 или 3 болта М6 или М8 или М10 с шайбами и гайками, гравера не обязательны
Инструменты:
- Ножницы по металлу, или электролобзик с пилочкой по металлу, или болгарка с отрезным кругом по металлу.
- Дрель со сверлом М7 или М9 (М10) или М12.
- Плоскогубцы или тиски.
- Молоток.
- Гаечные ключи.
Принцип действия хомута следующий:
- Резина плотно прижимается к дефекту на трубе и не позволяет воде вытекать из трубы, чем более неровная поверхность трубы, тем толще должна быть резина.
- Чтобы плотно удерживать резину на трубе нужна жесть — это каркас хомута, чем более неровная поверхность трубы и чем плотнее резина, тем толще должна быть жесть.
- Болты плотно стягивают жестяной каркас и обеспечивают необходимую плотность примыкания резины к трубе. Чем более неровная поверхность трубы, чем плотнее резина, и чем толще жесть, тем больше диаметр болтов. Чем толще и мягче резина, тем длиннее понадобятся болты.
Хомут выглядит так:
Последовательность изготовления хомута следующая:
- Определить диаметр трубы с помощью штангенциркуля (или уголком и линейкой при больших диаметрах трубы).
- Вырезать жестяной каркас хомута шириной 4-8 см и длиной равной длине окружности трубы + 3-4 см на ушки. Чем больше диаметр трубы тем шире делается хомут. Длина окружности трубы равна диаметру, умноженному на число П = 3.14. Разметку можно производить маркером, детским фломастером и даже острой отверткой если нет специальной чертилки .
- Разметить и просверлить отверстия для крепящих болтов на ушках, чем точнее вы это сделаете, тем проще будет поставить хомут. Если вы будете использовать широкие шайбы, то отверстия можно сверлить на 2-3 мм больше чем диаметр болтов, это упростит установку хомута. Для хомутов шириной больше 6 см желательно сверлить отверстия под 3 болта.
- Разметить ушки и отогнуть их на 90 о. зажав кусок жести в тиски, или при помощи плоскогубцев.
- Обогнуть жесть вокруг трубы, на которую вы будете одевать хомут, так чтобы ушки соединились и просверленные отверстия совпали. При необходимости жесть обстучать молотком, но обычно это не требуется.
- Вырезать резиновую прокладку шириной равной ширине хомута и длиной равной длине окружности трубы — 0.5-1 см.
- Вставить резиновую прокладку в хомут.
Последовательность установки хомута следующая:
- Развести ушки хомута так, чтобы хомут можно было одеть на трубу.
- Одеть хомут на трубу так, чтобы резиновая прокладка хорошо перекрывала дефект трубы. В идеале дефект трубы должен находиться в центре резиновой прокладки. Если вы все сделали правильно, то между ушками останется расстояние 1 — 3 см. При стягивании болтами оно уменьшится
- Вставить болты с шайбами и гаечными ключами или ключом и плоскогубцами затянуть болты так, чтобы максимально прижать резиновую прокладку к трубе.
Практически всегда хомуты ставятся на протекающую трубу без перекрытия подачи воды или сточных вод, поэтому оценить качество установки хомута вы сможете сразу. Вытрите насухо хомут и трубу и подождите 5-10 минут, если вода из под хомута не сочится, значит все нормально.
Хомут может стоять годами и даже десятилетиями, но все же лучше трубу, особенно водопроводную или отопительную, заварить.
Если при установке хомута вы использовали слишком длинные болты и они своим точащим видом раздражают вас или вашу жену, их можно обрезать ножовкой по металлу или болгаркой.
Более простой хомут делается из полоски резины велокамеры и куска медной проволоки. Резина с натяжением наматывается на трубу в месте повреждения трубы. Первым оборотом закрепляется резины. Намотка производится обязательно внахлёст . Конец резины закрепляется /фиксируется/ обмоткой проволокой также с натяжением. Такой хомут на трубе отопления служит лет 5 без проблем.
2 или 3 болта М6 или М8 или М10 с шайбами и гайками, гравера не обязательны
Примечание: Возможно ваш комментарий, особенно если он касается расчета конструкций, так и не появится в общем списке. Почему, достаточно подробно объясняется в статье Записаться на прием к доктору (ссылка в шапке сайта).
Сталь AISI 316
Казалось бы, 304-й стали вполне достаточно для полноценного проведения всех видов работ. А вот что делать, если монтаж производится в хлористой среде, на объектах с фосфорной кислотой? Или там, где постоянно присутствует морская вода, питтинговая и щелевая коррозия. В этих условия уже нужно выбирать сталь №316. Это улучшенный вариант 304-й стали с повышенным содержанием никеля и молибдена. За свои антикоррозийные свойства ее еще называют корабельная сталь.
316-я сталь и полимерное покрытие дают возможность использовать стяжки СКС и СКС-П на объектах с особыми требованиями надежности и долговечности конструкций. Они идеально подойдут для районов с морским климатом, на корабельных судах, плавучих платформах, морских сооружениях, а также в подземных коммуникациях и туннелях. Их необходимо применять на таких ответственных объектах как АЭС, ТЭЦ, метрополитен.
Данные стяжки СКС (316) и СКС-П (316) представлены тремя размерами:
стандартные, шириной 4,6мм
усиленные – 7,9мм
для работы с экстремальными нагрузками – 12мм
Длина стяжек находится в широком диапазоне – от 125мм до 1 метра. Таблицы технических характеристик для стяжек из 316-й стали СКС Fortisflex:
Стяжки СКВ (316)
Благодаря волнообразному демпферу на этих стяжках происходит снижение интенсивности механических колебаний. Проще говоря, СКВ защищены от вибрации и не ослабляются в условиях работы, связанных с постоянной тряской и колебаниями.
Это идеальное решения для крепежа кабеля, шланга или труб к виброустановкам, испытательным стендам и т.д. Данная стяжка наподобие пружины, которая гарантирует постоянное натяжение крепежа в течение всего срока службы. Кроме того, СКВ (316) компенсирует температурное расширение при постоянных циклах нагрева-остывания.
Температура ее эксплуатации – от минус 80 до + 538 градусов цельсия.
СКВ (316) также имеет автоматический самофиксирующийся замок шарикового типа, который блокирует обратный ход самой ленты.
Технические параметры и характеристики сталных стяжек СКВ 316 фортисфлекс:
Стяжка СКЛ (316)
СКЛ – стяжка кабельная стальная лестничного типа. Она имеет жесткое сцепление и замок multilock.
Отверстия на полотне стяжки входят в зацепление с металлическими зубьями замка. При этом исключается обратный ход и обеспечивается высокая прочность крепежных конструкций.
СКЛ 316 имеют два основных размера:
усиленный вариант шириной 7мм
стяжки для экстремальных нагрузок шириной 12мм
Длина их начинается от 150мм и заканчивается максимальным размером – 6 метров. Также СКЛ производят с дополнительным полимерным покрытием. Маркировка у них СКЛ-П (316).
Круглое отверстие на конце стяжки необходимо для усиления затяжки при помощи специального затяжного крюка.
Технические данные и характеристики СКЛ и СКЛ-П 316 (размеры, диаметр обхвата, усилие затяжки):
Стяжка СКБ-П (316)
СКП-Б расшифровывается как стяжка кабельная бугельного типа. При монтаже лента стяжки загибается в механизм бугельного замка. В итоге получается надежный хомут.
Боковые зажимы в виде ушек обеспечивают дополнительную фиксацию ленты в замке.
Такая стяжка является многоразовой и ее запросто можно использовать по нескольку раз на различных крепежах. Полимерное покрытие защищает изделие от гальванической коррозии между неоднородными материалами.
Технические характеристики и таблица размеров СКБ-П:
Разновидности
Хомуты представлены на строительном рынке в широком ассортименте. Модели производятся в большом разнообразии типоразмеров и подразделяются по таким признакам, как способ фиксации, наличие уплотнителя, форма, материал изготовления и предназначение.
По материалу изготовления изделия подразделяются на пластиковые и стальные. Причём стальные элементы могут быть выполнены как с применением оцинковки, так и без неё. В сравнении с пластиковыми моделями стальные хомуты считаются более востребованными и популярными. Это объясняется низкой стоимостью изделий, хорошей устойчивостью металла к растяжению и высокой прочностью. Недостатком металлических хомутов является низкая устойчивость неоцинкованных моделей к коррозийным процессам. Поэтому в тех случаях, когда установка хомутов планируется в излишне увлажнённых помещениях, следует выбирать модели из нержавеющей стали либо хомуты, покрытые цинком.
Пластиковые варианты отличаются повышенной эластичностью, высокой устойчивостью к вибрациям и способностью создания подвижной фиксации. Модели могут применяться для крепежа трубопровода диаметром не более 10 см.
В зависимости от возложенных на них задач хомуты подразделяются на спиральные, силовые, проволочные, червячные, трубные и врезные варианты.
Спиральный хомут является достаточно распространённым устройством и предназначается для жёсткой фиксации труб в системе.
Силовой имеет форму ленты с отверстиями для болтов и незаменим при работе на магистралях с повышенным рабочим давлением, на насосных станциях, пневматических и гидравлических системах.
Проволочные хомуты представлены в виде одного или нескольких колец из стали, оснащённых стягивающими крепёжными элементами. Модель предназначена для гофрированных труб и незаменима для их фиксации при сильных подвижках.
Червячная модель представляет собой стальную полоску с дорожкой, оснащённую зубчиками и шурупами для затягивания. Модель используется при обустройстве отопительных систем, а также в качестве фиксирующего механизма трубопроводов, подвергающихся воздействиям серьёзных вибраций.
Трубные хомуты представлены в виде колец со скобами и устанавливаются для закрепления трубопровода в случаях, когда необходимо понизить внутреннее напряжение в системе во время ремонта.
Пружинный хомут имеет достаточно узкую специализацию и используется на трубах, подверженных линейному расширению.
Врезной, или седельный, хомут с отводом является более сложным механизмом и предназначен для установки в места разветвлений трубопровода. Главным его отличием от традиционных моделей является наличие муфты, оснащённой резьбовыми патрубками, что позволяет врезать хомут в систему и в короткий срок подключить дополнительную ветку. Герметичность такого соединения обеспечивает прокладка, находящаяся внутри хомута, и изготовленная из профилированной резины.
Поворотные модели, известные также как шарнирные замки, применяются для установки строительных лесов и используются при креплении распорок диагонального типа. Благодаря поворотным хомутам все элементы могут быть закреплены под любым углом, что придаёт дополнительную прочность конструкции и обеспечивает её устойчивость.
По типу фиксации все хомуты подразделяются на два вида:
- К первым относятся модели, формирующие жёсткий тип крепления, при котором труба становится полностью неподвижной. Обжимные скобы таких изделий надёжно затянуты болтами, а сам хомут прочно прикреплён к стене. Используется такой тип креплений на участках изгибов трубопровода и при наличии разветвлений.
- Ко второму типу относятся модели с подвижным креплением, используемые для фиксации труб отопления и ГВС. Специфика крепления не создаёт препятствий для удлинения и сжатия трубопровода и обеспечивает его продольную подвижность. В результате создаётся оптимальное напряжение магистрали, значительно продлевающее срок эксплуатации сетей.
Конструктивно хомуты представлены несколькими типами:
- разъёмное кольцо, сформированное в виде круга и имеющее один механизм крепления, фиксируемый болтом;
- кольцо, состоящее из двух полукруглых пластинок и имеющее уши крепления с обеих сторон;
- лента, сложенная кольцом и имеющая несколько положений для фиксации;
- U-образная модель, часто изготавливаемая из пластика, оснащённая защёлкой-фиксатором и способная крепиться жёстким и подвижным способом одновременно.
Распространенные размеры
Главный классификационный параметр, по которому производится выбор хомутов – условный диаметр (Ду).
Он определяет диаметр трубы, для которой используется ремонтное или крепежное изделие.
Очень важно! Использование для труб хомутов с несоответствующим диаметру Ду исключено. Это чревато невозможностью обеспечить необходимую степень герметизации повреждений или нарушением условий обеспечения надежности фиксации!
Это чревато невозможностью обеспечить необходимую степень герметизации повреждений или нарушением условий обеспечения надежности фиксации!
Диаметры ремонтных изделий
Ремонтные хомуты производятся для труб практически всех диаметров — от 1/4” до 1200 мм.
Для бытовых целей и массового применения в промышленных условиях предлагаются изделия диаметром вплоть до 350 мм.
Хомуты с большим Ду относятся к категории заказных.
Поскольку ремонтные хомуты червячного типа позволяет использовать их на различных диаметрах труб, выбирают их по другому параметру – длине ленты.
Производители предлагают изделия с длиной ленты от 0 до 400 мм.
При выполнении ремонтных работ нормируются не только диаметр трубы, но и длина муфты.
Причем, зависят необходимые размеры бандажа как от диаметра трубы, так и от размеров поврежденного участка:
- для труб диаметром до 300 мм обязательно использовать муфт, длина которых больше длины дефекта на 15 см;
- для труб большего диаметра длина бандажа должна превышать размеры повреждения на 20 см.
Эти требования установлены для металлических труб.
Действуют аналогичные размеры и для изделий, использующихся при ремонте полимерных труб — длина муфты должна не менее превышать дефект не менее, чем в 1,5 раза.
Крепежные устройства
Размеры хомутов, использующиеся для крепления труб определяются несколькими нормативными документами.
Так, для большинства трубопроводов выпускают крепежные хомуты в соответствии с ГОСТ 24137-80.
Более распространенные в бытовых условиях крепежные детали из полимерных материалов должны соответствовать параметрам, установленным 17679-80.
Толщина материала хомутов определяется механической прочностью изделий и составляет:
- 1,5-3. мм для чугунных муфт;
- 0,8-2 мм для изделий из стали (лента червячных хомутов имеет толщину 0,7-0,9 мм);
- 1,5-5 мм – для полимерных крепежных изделий.
К сведению! Стальные хомуты отлично подходят для работы со всеми материалами труб, включая хрупкие (чугун, керамику) и пластичные (медь и полимеры).
Разнообразие ассортимента и широкое применение сантехнических хомутов обусловлено их надежностью, простотой и высокой быстротой монтажа, дешевизной.
Посмотрите видео про сантехнический хомут с червячным стяжным механизмом. https://www.youtube.com/embed/yxwxGNnjpD0
Монтаж винтовых металлических хомутов под дюбель
Для проведения работ понадобятся перфоратор со сверлом по бетону, строительный уровень (желательно большой длины), рулетка, отвертка, молоток, пластиковые дюбеля, если они отсутствуют в комплектации хомутов.
Монтаж крепежа к стене проводят в следующей последовательности:
- Вначале измеряют длину трубы и проводят на стене карандашом линию, соответствующую ее месту расположения и протяженности. Если трубопровод используют в самотечных системах отопления, соблюдают необходимые уклоны.
- Далее делают разметку крепежа. Зная расстояние между опорами, измеренный трубный участок делят на их количество и узнают точное расстояние между элементами крепления для того, чтобы равномерно распределить по стене точки фиксации трубы.
- В местах отметок просверливают сквозные отверстия перфоратором со сверлом соответствующего диаметра и вбивают в них дюбеля.
- Вкручивают в каждое из отверстий хомут с винтом до упора — это обеспечит прямолинейное положение трубопроводной линии.
- Располагают в хомутах трубопровод и фиксируют его второй ответной скобой, закручивая резьбовой болт крестообразной или плоской отверткой.
Этапы фиксации двухэлементных хомутов