Советы, как избежать проблем
Так, администрация может затягивать процедуру или отказать на основании неполного комплекта документов. Чтобы этого не произошло, необходимо оставить время на тщательную подготовку к возможному отказу.
Важно заранее побеспокоиться о предоставлении данных о запуске строительных работ. Это может быть соответствующий акт администрации, реальная обстановка на объекте, выписка из ЕГРН о наличии объекта незавершенного строительства
При этом процент постройки может составлять 5-10%.
Законодательством не устанавливаются требования к стадии строительства сооружения независимо от его назначения. Поэтому даже при отрицательном решении администрации суд в данной ситуации встает на сторону истца.
Основные понятия
Согласно кодексу проектная документация определяется как набор документов, формирующих материалы по данному строительству, выполненные в виде схем, чертежей, карт и текста.
Основу проектной документации составляют 12 разделов, в том числе о структуре конструкций железобетонных (КЖ), планировки земельного участка (ПЗУ), интерьерное решение, коммуникации и многое другое.
В них заносятся основные конструктивные, инженерные, архитектурные и технологические решения, которые предполагается реализовать при осуществлении строительных или реконструкционных работ. Поскольку данные материалы определяют не только качественные характеристика будущего здания, но и его безопасность, все изменения в них происходят только с разрешения контролирующих органов.
Стоит отметить: рабочим называется набор документов, с которыми непосредственно взаимодействует исполнитель. Они содержат всю необходимую информацию, как правило, подробно расписанную.
Полная карта органов власти Свердловской области
Президент России
Государственная дума Федерального Собрания РФ
Портал государственных услуг
Национальный антитеррористический комитет
Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе
Правительство Российской Федерации
Председатель Правительства Российской Федерации
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)
Министерство финансов Свердловской области
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Министерство промышленности и науки Свердловской области
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Министерство социальной политики Свердловской области
Уполномоченные по правам предпринимателей РФ
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области
Счетная палата Свердловской области
Избирательная комиссия Свердловской области
Серов
Кушва
Арамиль
Артемовский
Асбест
Нормативная база: ГОСТ о внесении изменений в проект и законодательные акты
Вносить поправки в документы на проект допустимо, а в некоторых случаях это неизбежно, поскольку ряд документов проходят вторичную экспертизу, в результате которой совершаются определенные доработки. Изменения в проектную документацию можно вносить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101-2013.
Изменения в проектную документацию можно вносить в соответствии с правилами этого стандарта либо в соответствии с собственными стандартами, разработанными внутри организации.
Внесение корректировок допускается и Градостроительным кодексом – например, в связи с отклонением параметров объектов от указанных показателей в проекте.
После того, как все поправки будут сделаны, застройщик должен провести экспертизу, на основании положительного решения которой указанные изменения вступят в силу.
Однако в ряде случаев экспертиза не проводится:
- Если исправленные документы уже проходили экспертизу, по результатам которой получили одобрение.
- Если изменения не касаются характеристик, обеспечивающих целостность и безопасность сооружения.
- Если в результате поправок смета на строительные работы не увеличилась (уменьшение допускается).
Исходя из этого основной вопрос связан с тем, касаются ли новые дополнения существенных параметров здания, обеспечивающих его безопасность. Найти такой перечень характеристик, т.е. конкретных видов работ, проведение которых влияет на надёжность конструкции, можно в соответствующем Приказе Министерства регионального развития РФ.
В приказе описываются 34 вида таких работ, которые сгруппированы в 3 раздела:
- Инженерные изыскания (геодезические, геологические, экологические и др.).
- Подготовка проектных документов (архитектурные, технологические, конструктивные решения и др.).
- Работы, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом на объектах (монтаж конструкций, земляные, монтажные и многие другие работы).
Исходя из этого перечня можно наверняка сказать, требуется ли повторная экспертиза для утверждения изменений или нет.
7.5. Особенности внесения изменений в рабочую документацию
7.5.1. Внесение изменений в рабочую документацию производят согласно 7.1 — 7.3 с учетом положений 7.5.2 — 7.5.9.
7.5.2. При внесении изменений в листы основного комплекта рабочих чертежей в ведомости рабочих чертежей этого комплекта в графе «Примечание» указывают:
— для замененных, аннулированных и дополнительных листов — сведения в соответствии с перечислениями а) — в) 7.4.6;
-для измененных листов (рукописным способом) при внесении первого изменения — «Изм. 1», последующих изменений — дополнительно очередные номера изменений, отделяя их от предыдущих точкой с запятой.
Пример — Изм. 1; 2; 3.
В случае замены листов общих данных в ведомости рабочих чертежей этого комплекта допускается приводить сведения только о последнем изменении листов основного комплекта.
7.5.3. Если в основной комплект рабочих чертежей включают дополнительные листы, то им присваивают очередные порядковые номера и записывают в продолжение ведомости рабочих чертежей соответствующего основного комплекта.
При недостатке места в ведомости рабочих чертежей для записи дополнительных листов продолжение ведомости переносят на первый из дополнительных листов. При этом в конце ведомости рабочих чертежей, помещенной в «Общих данных», делают запись: «Продолжение ведомости см. на листе (номер листа)», а над ведомостью на дополнительном листе помещают заголовок: «Ведомость рабочих чертежей основного комплекта (Продолжение)».
При изменении наименований листов вносят соответствующие исправления в графу «Наименование».
При внесении изменений рукописным способом номера и наименования аннулированных листов в ведомости рабочих чертежей зачеркивают, автоматизированным способом — графу «Наименование» для аннулированных листов не заполняют.
7.5.4. При внесении изменений в документы основного комплекта, оформленного отдельными документами, вносят соответствующие исправления в ведомость документов основного комплекта рабочих чертежей.
7.5.5. При выполнении дополнительных и аннулировании ранее выполненных прилагаемых документов вносят исправления в раздел «Прилагаемые документы» ведомости ссылочных и прилагаемых документов соответствующего основного комплекта рабочих чертежей.
При замене в рабочих чертежах ссылочных документов (см. 4.2.8) вносят исправления в соответствующий раздел ведомости ссылочных и прилагаемых документов.
7.5.6. При выполнении дополнительных и аннулировании ранее выполненных основных комплектов рабочих чертежей вносят исправления в ведомость основных комплектов рабочих чертежей.
7.5.7. В таблицах изменений на листах общих данных исправления, внесенные в ведомости общих данных в связи с внесением изменений в листы основного комплекта и прилагаемые документы, не учитывают как участки изменений в соответствии с 7.3.11.
7.5.8. Регистрацию изменений в документах рабочей документации, оформленных титульными листами, производят также в таблице регистрации изменений по форме 11 (приложение М), которую размещают на титульном листе при внесении изменений.
7.5.9. Копии листов (измененных, дополнительных и выпущенных вместо замененных листов) рабочей документации на бумажном носителе направляют организациям, которым ранее были направлены копии документов, одновременно с копиями общих данных соответствующего основного комплекта рабочих чертежей, уточненных в соответствии с 7.5.2 — 7.5.6.
В электронном виде организациям направляют новые версии документов с внесенными изменениями (см. 7.3.6).
Данный документ представлен для ознакомления и не является точной копией нормативного документа (ГОСТ 21.1101-2013 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации»).
Возможна ли регистрация без разрешения
Довольно часто собственники земельных участков пренебрегают получением разрешения и начинают капитальное строительство без соответствующих документов.
Разумеется, в дальнейшем у них возникают проблемы с регистрацией постройки. Как можно зарегистрировать подобное строение?
Что следует учесть перед строительством без разрешения:
- Во время регистрации застройщику придется доказывать права на свой дом. Это ничего, но иногда противоречия в семье отображаются и на недвижимости. Гораздо сложнее приходится супругам, которые после строительства решили развестись – как тогда доказать причастность одной стороны к строительству?
- Доказательство прав на возведенную постройку может происходить только через суд – а это нервы, затраченное время и денежные средства.
- Самовольное строительство – это обязательный штраф.
- Если дом или другой объект строения грозит жизни людей, постройку заставят снести (или реконструировать, если подобное возможно в конкретном случае).
Самовольное строение можно узаконить, только обратившись в суд, но при этом следует соблюсти требования:
- обязательно проведение экспертизы для признания возведенного строения недвижимостью, в случае с домом – пригодным для проживания;
- строение признается самовольным строением;
- возведенная постройка не ущемляет права и деятельность других граждан (в первую очередь речь идет о соседях);
- строение соответствует всем требованиям и нормативам;
- потенциальному собственнику необходимо доказать участие финансового характера в строительстве – прикладывают чеки или договор-подряд, заключенный со строительной фирмой;
- у строения должна иметься вся техническая документация – ее изготавливают перед судом.
Зачастую суд отказывает в разрешении на регистрацию незаконно возведенной постройки. Основная причина – несоблюдение каких-либо требований, а также наличие нарушений в архитектуре возведенного строения.
В таком случае приходится устранять ошибки и начинать процедуру регистрации с самого начала.
Что указывается в уведомлении о строительстве
В уведомлении о планируемых работах указываются следующие сведения:
- Наименование органа самоуправления, в который подается уведомление.
- Личные данные застройщика, место его регистрации и реквизиты документа, удостоверяющего личность. В конце документа ставится дата и подпись заявителя.
- Описание земельного участка. Необходимо указать тип использования земли (аренда или собственность) и капитальных объектов на ней, дать адрес и описание участка. При наличии кадастрового номера приводятся и эти сведения. При указании собственности нужно перечислить всех лиц, которые имеют права на землю.
- Данные о параметрах предполагаемой постройки. Владелец должен указать площадь дома, параметры помещений, высоту и этажность, планировку участка, размеры отступов до соседних наделов, коэффициент застройки и др. Одним из наиболее важных пунктов является схема расположения дома на земельном наделе. Ее изображают в специальной графе бланка.
- Другие сведения. Для получения ответа от госорганов нужно указать адрес и/или емейл лица, выступающего застройщиком, а также удобный способ уведомления. При описании дома отдельно уточняется, что он не предназначен для разделения на несколько объектов недвижимости.
Форму уведомления о стройработах можно скачать здесь.
Если застройщиком является юридическое лицо, его представителю необходимо указать наименование и расположение фирмы-владельца, регистрационный номер в ЕГРЮЛ и ИНН.
Уведомление о завершении реконструкции или строительных работ оформляется аналогично.
Административный регламент выдачи
Приказом Минстроя утверждены общие правила получения допуска и административный регламент получения муниципальной услуги.
Основные положения:
- Разрешение — госуслуга, предоставляемая Минстроем;
- заявитель — собственник земельного участка.
Итог услуги:
- выдача или отказ в выдаче;
- продление срока действия или отказ;
- внесение изменений или отказ;
- выдача дубликата.
Причина для отказа в приеме пакета документов отсутствует.
Отказ о внесении изменений:
- отсутствие заявления, документа, подтверждающего право собственности, градплана;
- неполная информация о переходе права на земельный участок;
- несоответствие объекта градплану;
- приостановка не предусмотрена.
Кто дает документ и где его брать?
Согласно ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ местного самоуправления, согласуют и выдают допуск с учетом назначения участка и планируемого объекта, в следующем порядке:
- многоквартирные жилые дома, нежилые помещения и здания согласовывает администрация города;
- ИЖС согласовывает администрация муниципального района города;
- постройка жилых домов и нежилых строений, расположенных в сельской местности (деревня, село, хутор), регулируется администрацией поселения, где будет расположен объект.
Услуга оказывается по месторасположению земельного участка.
Могут ли отказать в выдаче разрешения на строительство
При нарушении правил планировки и размещения в особых зонах администрация может прислать уведомление о несоответствии параметров или недопустимости стройки на данном участке земли. Самыми частыми причинами такого решения являются:
- подача заявки лицом, которое не имеет права использовать земельный надел для ИЖС;
- несоблюдение расстояния между санитарными или хозяйственными постройками;
- несоблюдение норм площади, высоты и этажности, сильное затенение соседних участков;
- несоответствие правилам пожарной безопасности;
- отсутствие письменного соглашения на близкое расположение жилой постройки к границам соседнего участка;
- нарушение правил строительства в охраняемых зонах, отсутствие согласования с уполномоченными органами;
- необходимость проведения государственной культурно-исторической экспертизы (например, археологических раскопок) на территориях, включающих указанный земельный надел.
При отсутствии согласования с администрацией владелец не сможет официально зарегистрировать постройку, оформить право собственности и подвести централизованное водо-, тепло- и электроснабжение. Если же дом нарушает санитарные нормы или права соседей (например, из-за слишком большой высоты или неправильного расположения септика), уполномоченный орган может обратиться в суд с требованием снести незаконный самострой.
Чтобы избежать дополнительных затрат, лучше заранее проверить, соответствуют ли габариты и расположение будущего дома строительным нормам.
Изменения в проектную документацию и повторная экспертиза
Внесение корректировок в проектную документацию после получения положительного резюме экспертов – ситуация встречающаяся довольно часто. Так, п. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса прямо предписывает внести в проект соответствующие исправления, если в процессе застройки обнаружились несоответствия в параметрах от теоретических данных проектной документации. Иначе расхождения в данных проекта и параметров фактически построенного объекта не позволят впоследствии оформить документы на здание.
В соответствии с п. 15 ст. 48 этого же кодекса, после внесения корректив в проектную документацию до ее утверждения застройщик или заказчик должен направить проект на экспертизу. Однако, п. 3 ст. 49 содержит некоторые исключения и устанавливает, что экспертная работа над проектными документами не требуется в случае, если:
- исправленная проектная документация уже проходила экспертизу и получила положительную резолюцию по итогам;
- внесенные в проект поправки не коснулись конструктивных и прочих характеристик надежности и безопасности объекта;
- корректировка проекта не привела к увеличению сметы на строительство.
О том же самом, только с другого угла зрения говорится и в п. 44 Постановления Правительства от 05.03.2007 № 145. В этой норме Постановления предписывается вторично направлять на экспертный анализ модифицированную проектную документацию, получившую положительное экспертное заключение ранее, если поправки коснулись технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта капстроительства.
При этом, в п. 44 Постановления № 145 за заказчиком или застройщиком остается выбор о прохождении повторной экспертизы откорректированного проекта, если суть модификации позволяет повторную экспертизу не проходить. То есть, в этом случае заказчик или застройщик может по собственному желанию пройти экспертизу проектной документации еще раз.
На сайте КонсультантПлюс вы можете ознакомиться с Юридическим справочником застройщика. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на временной основе.
Пошаговая инструкция по оформлению
Для получения допуска необходимо:
- Подготовить проект будущего здания по всем нормам и требованиям.
- Собрать пакет требуемой документации.
- Подать документы в уполномоченный и выдающий разрешение орган, согласно установленному регламенту.
- Получить Разрешение. Документ получает заказчик самостоятельно, либо подрядчик объекта.
Порядок получения допуска на постройку жилых и садовых домов, вспомогательных строений
Порядок подачи уведомления о начале стройки или реконструкции:
- застройщик направляет в соответствующую администрацию уведомление о будущем строительстве или реконструкции;
- в течение семи рабочих дней проводится проверка указанных параметров ИЖС и выдается уведомление о возможности размещения строения;
- получив уведомление можно начинать стройку в течение 10 лет с момента подачи уведомления.
Что еще нужно знать о порядке получения разрешения читайте тут.
Дальнейшие действия:
- в течение одного месяца после завершения работ необходимо уведомить администрацию;
- в течение семи рабочих дней представитель администрации проводит проверку на соответствие здания заявленным параметрам и нормативам, и выдает положительное уведомление;
- получив документ о соответствии, собственник заказывает у кадастрового инженера техплан и оплачивает госпошлину;
- администрация самостоятельно с помощью вневедомственного обмена проводит постановку на учет и регистрацию права собственности на построенный либо прошедший реконструкцию объект в Росреестре.
Уведомительный порядок допускается при возведении зданий и реконструкции:
- жилого и садового дома;
- бани или гаража, имеющих признаки капитального строения, т. е. фундамент и конструктив;
- капитальной пристройки к уже имеющемуся строению.
Сооружение в приаэродромной зоне
Если будущее строение попадает в приаэродромную территорию, о чем можно узнать из градплана, согласие берется в Росавиации.
Срок исполнения заявки — 30 дней. При положительном заключении, действие которого распространяется на пять лет с момента выдачи, застройщику разрешено начинать стройку. При отрицательном заключении заявитель получает запрет на любые работы, связанные с возведением здания.
Все, что нужно знать о получении разрешения от Росавиации в этой статье.
Как оспорить отказ?
Обжаловать отказ можно и в досудебном порядке в случае:
- если были нарушены сроки рассмотрения заявления и вынесения решения;
- отказа в приеме документации;
- необходимости расширить перечень предоставленных документов (помимо обязательных);
- требований оплаты за внесение изменений со стороны уполномоченного органа.
Направить её можно:
- лично;
- по почте;
- через МФЦ;
- через ЕПГУ.
Чтобы оспорить отказ в судебном порядке, если он рассматривается как незаконный – можно. Для этого потребуется минимум усилий.
Однако, неточные формулировки, касающиеся случаев, когда можно изменять документацию, с одной стороны, наталкивают застройщика на мысли о возможности увеличении площади строительства, высоты здания и прочих габаритных показателей.
На деле же требования о таких изменениях остаются неудовлетворёнными и приходится заниматься оформлением новой разрешительной документации с обновлённым проектом.
7.1. Общие положения
7.1.1. На основании положений раздела 7 настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты организаций, учитывающие особенности внесения изменений в проектные документы в зависимости от объема документации, условий документооборота и используемых САПР и СЭД.
7.1.2. Изменением документа, ранее переданного заказчику, является любое исправление, исключение или добавление в него каких-либо данных без изменения обозначения этого документа.
Обозначение документа допускается изменять только в случае, когда разным документам ошибочно присвоены одинаковые обозначения или в обозначении документа допущена ошибка. Внесение изменений в расчеты не допускается.
7.1.3. Если изменение документа неприемлемо, то должен быть выпущен новый документ с новым обозначением.
7.1.4. Любое изменение в документе, вызывающее какие-либо изменения в других документах, должно одновременно сопровождаться внесением соответствующих изменений во все взаимосвязанные документы.
7.1.5. Изменения вносят в подлинник документа.
7.1.6. Информацию о факте изменения документа указывают:
— в бумажных документах — в основной надписи этих документов и/или в таблицах регистрации изменений;
— в ДЭ — в реквизитной части этих документов;
— в графе «Примечание» документов и ведомостей, предназначенных для учета документов.