Возможно ли и как проводится внесение изменений в разрешение на строительство?

Советы, как избежать проблем

Так, администрация может затягивать процедуру или отказать на основании неполного комплекта документов. Чтобы этого не произошло, необходимо оставить время на тщательную подготовку к возможному отказу.

Важно заранее побеспокоиться о предоставлении данных о запуске строительных работ. Это может быть соответствующий акт администрации, реальная обстановка на объекте, выписка из ЕГРН о наличии объекта незавершенного строительства

При этом процент постройки может составлять 5-10%.

Законодательством не устанавливаются требования к стадии строительства сооружения независимо от его назначения. Поэтому даже при отрицательном решении администрации суд в данной ситуации встает на сторону истца.

Основные понятия

Согласно кодексу проектная документация определяется как набор документов, формирующих материалы по данному строительству, выполненные в виде схем, чертежей, карт и текста.

Основу проектной документации составляют 12 разделов, в том числе о структуре конструкций железобетонных (КЖ), планировки земельного участка (ПЗУ), интерьерное решение, коммуникации и многое другое.

В них заносятся основные конструктивные, инженерные, архитектурные и технологические решения, которые предполагается реализовать при осуществлении строительных или реконструкционных работ. Поскольку данные материалы определяют не только качественные характеристика будущего здания, но и его безопасность, все изменения в них происходят только с разрешения контролирующих органов.

Стоит отметить: рабочим называется набор документов, с которыми непосредственно взаимодействует исполнитель. Они содержат всю необходимую информацию, как правило, подробно расписанную.

Полная карта органов власти Свердловской области

  • Президент России

  • Государственная дума Федерального Собрания РФ

  • Портал государственных услуг

  • Национальный антитеррористический комитет

  • Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе

  • Правительство Российской Федерации

  • Председатель Правительства Российской Федерации

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

  • Министерство финансов Свердловской области

  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

  • Министерство промышленности и науки Свердловской области

  • Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области

  • Министерство социальной политики Свердловской области

  • Уполномоченные по правам предпринимателей РФ

  • Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области

  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области

  • Счетная палата Свердловской области

  • Избирательная комиссия Свердловской области

  • Серов

  • Кушва

  • Арамиль

  • Артемовский

  • Асбест

Нормативная база: ГОСТ о внесении изменений в проект и законодательные акты

Вносить поправки в документы на проект допустимо, а в некоторых случаях это неизбежно, поскольку ряд документов проходят вторичную экспертизу, в результате которой совершаются определенные доработки. Изменения в проектную документацию можно вносить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101-2013.

Изменения в проектную документацию можно вносить в соответствии с правилами этого стандарта либо в соответствии с собственными стандартами, разработанными внутри организации.

Внесение корректировок допускается и Градостроительным кодексом – например, в связи с отклонением параметров объектов от указанных показателей в проекте.

После того, как все поправки будут сделаны, застройщик должен провести экспертизу, на основании положительного решения которой указанные изменения вступят в силу.

Однако в ряде случаев экспертиза не проводится:

  1. Если исправленные документы уже проходили экспертизу, по результатам которой получили одобрение.
  2. Если изменения не касаются характеристик, обеспечивающих целостность и безопасность сооружения.
  3. Если в результате поправок смета на строительные работы не увеличилась (уменьшение допускается).

Исходя из этого основной вопрос связан с тем, касаются ли новые дополнения существенных параметров здания, обеспечивающих его безопасность. Найти такой перечень характеристик, т.е. конкретных видов работ, проведение которых влияет на надёжность конструкции, можно в соответствующем Приказе Министерства регионального развития РФ.

В приказе описываются 34 вида таких работ, которые сгруппированы в 3 раздела:

  1. Инженерные изыскания (геодезические, геологические, экологические и др.).
  2. Подготовка проектных документов (архитектурные, технологические, конструктивные решения и др.).
  3. Работы, связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом на объектах (монтаж конструкций, земляные, монтажные и многие другие работы).

Исходя из этого перечня можно наверняка сказать, требуется ли повторная экспертиза для утверждения изменений или нет.

7.5. Особенности внесения изменений в рабочую документацию

7.5.1. Внесение изменений в рабочую документацию производят согласно 7.1 — 7.3 с учетом положений 7.5.2 — 7.5.9.

7.5.2. При внесении изменений в листы основного комплекта рабочих чертежей в ведомости рабочих чертежей этого комплекта в графе «Примечание» указывают:

— для замененных, аннулированных и дополнительных листов — сведения в соответствии с перечислениями а) — в) 7.4.6;

-для измененных листов (рукописным способом) при внесении первого изменения — «Изм. 1», последующих изменений — дополнительно очередные номера изменений, отделяя их от предыдущих точкой с запятой.

Пример — Изм. 1; 2; 3.

В случае замены листов общих данных в ведомости рабочих чертежей этого комплекта допускается приводить сведения только о последнем изменении листов основного комплекта.

7.5.3. Если в основной комплект рабочих чертежей включают дополнительные листы, то им присваивают очередные порядковые номера и записывают в продолжение ведомости рабочих чертежей соответствующего основного комплекта.

При недостатке места в ведомости рабочих чертежей для записи дополнительных листов продолжение ведомости переносят на первый из дополнительных листов. При этом в конце ведомости рабочих чертежей, помещенной в «Общих данных», делают запись: «Продолжение ведомости см. на листе (номер листа)», а над ведомостью на дополнительном листе помещают заголовок: «Ведомость рабочих чертежей основного комплекта (Продолжение)».

При изменении наименований листов вносят соответствующие исправления в графу «Наименование».

При внесении изменений рукописным способом номера и наименования аннулированных листов в ведомости рабочих чертежей зачеркивают, автоматизированным способом — графу «Наименование» для аннулированных листов не заполняют.

7.5.4. При внесении изменений в документы основного комплекта, оформленного отдельными документами, вносят соответствующие исправления в ведомость документов основного комплекта рабочих чертежей.

7.5.5. При выполнении дополнительных и аннулировании ранее выполненных прилагаемых документов вносят исправления в раздел «Прилагаемые документы» ведомости ссылочных и прилагаемых документов соответствующего основного комплекта рабочих чертежей.

При замене в рабочих чертежах ссылочных документов (см. 4.2.8) вносят исправления в соответствующий раздел ведомости ссылочных и прилагаемых документов.

7.5.6. При выполнении дополнительных и аннулировании ранее выполненных основных комплектов рабочих чертежей вносят исправления в ведомость основных комплектов рабочих чертежей.

7.5.7. В таблицах изменений на листах общих данных исправления, внесенные в ведомости общих данных в связи с внесением изменений в листы основного комплекта и прилагаемые документы, не учитывают как участки изменений в соответствии с 7.3.11.

7.5.8. Регистрацию изменений в документах рабочей документации, оформленных титульными листами, производят также в таблице регистрации изменений по форме 11 (приложение М), которую размещают на титульном листе при внесении изменений.

7.5.9. Копии листов (измененных, дополнительных и выпущенных вместо замененных листов) рабочей документации на бумажном носителе направляют организациям, которым ранее были направлены копии документов, одновременно с копиями общих данных соответствующего основного комплекта рабочих чертежей, уточненных в соответствии с 7.5.2 — 7.5.6.

В электронном виде организациям направляют новые версии документов с внесенными изменениями (см. 7.3.6).

Данный документ представлен для ознакомления и не является точной копией нормативного документа (ГОСТ 21.1101-2013 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации»).

Возможна ли регистрация без разрешения

Довольно часто собственники земельных участков пренебрегают получением разрешения и начинают капитальное строительство без соответствующих документов.

Разумеется, в дальнейшем у них возникают проблемы с регистрацией постройки. Как можно зарегистрировать подобное строение?

Что следует учесть перед строительством без разрешения:

  1. Во время регистрации застройщику придется доказывать права на свой дом. Это ничего, но иногда противоречия в семье отображаются и на недвижимости. Гораздо сложнее приходится супругам, которые после строительства решили развестись – как тогда доказать причастность одной стороны к строительству?
  2. Доказательство прав на возведенную постройку может происходить только через суд – а это нервы, затраченное время и денежные средства.
  3. Самовольное строительство – это обязательный штраф.
  4. Если дом или другой объект строения грозит жизни людей, постройку заставят снести (или реконструировать, если подобное возможно в конкретном случае).

Самовольное строение можно узаконить, только обратившись в суд, но при этом следует соблюсти требования:

  • обязательно проведение экспертизы для признания возведенного строения недвижимостью, в случае с домом – пригодным для проживания;
  • строение признается самовольным строением;
  • возведенная постройка не ущемляет права и деятельность других граждан (в первую очередь речь идет о соседях);
  • строение соответствует всем требованиям и нормативам;
  • потенциальному собственнику необходимо доказать участие финансового характера в строительстве – прикладывают чеки или договор-подряд, заключенный со строительной фирмой;
  • у строения должна иметься вся техническая документация – ее изготавливают перед судом.

Зачастую суд отказывает в разрешении на регистрацию незаконно возведенной постройки. Основная причина – несоблюдение каких-либо требований, а также наличие нарушений в архитектуре возведенного строения.

В таком случае приходится устранять ошибки и начинать процедуру регистрации с самого начала.

Что указывается в уведомлении о строительстве

В уведомлении о планируемых работах указываются следующие сведения:

  1. Наименование органа самоуправления, в который подается уведомление.
  2. Личные данные застройщика, место его регистрации и реквизиты документа, удостоверяющего личность. В конце документа ставится дата и подпись заявителя.
  3. Описание земельного участка. Необходимо указать тип использования земли (аренда или собственность) и капитальных объектов на ней, дать адрес и описание участка. При наличии кадастрового номера приводятся и эти сведения. При указании собственности нужно перечислить всех лиц, которые имеют права на землю.
  4. Данные о параметрах предполагаемой постройки. Владелец должен указать площадь дома, параметры помещений, высоту и этажность, планировку участка, размеры отступов до соседних наделов, коэффициент застройки и др. Одним из наиболее важных пунктов является схема расположения дома на земельном наделе. Ее изображают в специальной графе бланка.
  5. Другие сведения. Для получения ответа от госорганов нужно указать адрес и/или емейл лица, выступающего застройщиком, а также удобный способ уведомления. При описании дома отдельно уточняется, что он не предназначен для разделения на несколько объектов недвижимости.

Форму уведомления о стройработах можно скачать здесь.

Если застройщиком является юридическое лицо, его представителю необходимо указать наименование и расположение фирмы-владельца, регистрационный номер в ЕГРЮЛ и ИНН.

Уведомление о завершении реконструкции или строительных работ оформляется аналогично.

Административный регламент выдачи

Приказом Минстроя утверждены общие правила получения допуска и административный регламент получения муниципальной услуги.

Основные положения:

  • Разрешение — госуслуга, предоставляемая Минстроем;
  • заявитель — собственник земельного участка.

Итог услуги:

  • выдача или отказ в выдаче;
  • продление срока действия или отказ;
  • внесение изменений или отказ;
  • выдача дубликата.

Причина для отказа в приеме пакета документов отсутствует.

Отказ о внесении изменений:

  • отсутствие заявления, документа, подтверждающего право собственности, градплана;
  • неполная информация о переходе права на земельный участок;
  • несоответствие объекта градплану;
  • приостановка не предусмотрена.

Кто дает документ и где его брать?

Согласно ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ местного самоуправления, согласуют и выдают допуск с учетом назначения участка и планируемого объекта, в следующем порядке:

  • многоквартирные жилые дома, нежилые помещения и здания согласовывает администрация города;
  • ИЖС согласовывает администрация муниципального района города;
  • постройка жилых домов и нежилых строений, расположенных в сельской местности (деревня, село, хутор), регулируется администрацией поселения, где будет расположен объект.

Услуга оказывается по месторасположению земельного участка.

Могут ли отказать в выдаче разрешения на строительство

При нарушении правил планировки и размещения в особых зонах администрация может прислать уведомление о несоответствии параметров или недопустимости стройки на данном участке земли. Самыми частыми причинами такого решения являются:

  • подача заявки лицом, которое не имеет права использовать земельный надел для ИЖС;
  • несоблюдение расстояния между санитарными или хозяйственными постройками;
  • несоблюдение норм площади, высоты и этажности, сильное затенение соседних участков;
  • несоответствие правилам пожарной безопасности;
  • отсутствие письменного соглашения на близкое расположение жилой постройки к границам соседнего участка;
  • нарушение правил строительства в охраняемых зонах, отсутствие согласования с уполномоченными органами;
  • необходимость проведения государственной культурно-исторической экспертизы (например, археологических раскопок) на территориях, включающих указанный земельный надел.

При отсутствии согласования с администрацией владелец не сможет официально зарегистрировать постройку, оформить право собственности и подвести централизованное водо-, тепло- и электроснабжение. Если же дом нарушает санитарные нормы или права соседей (например, из-за слишком большой высоты или неправильного расположения септика), уполномоченный орган может обратиться в суд с требованием снести незаконный самострой.

Чтобы избежать дополнительных затрат, лучше заранее проверить, соответствуют ли габариты и расположение будущего дома строительным нормам.

Изменения в проектную документацию и повторная экспертиза

Внесение корректировок в проектную документацию после получения положительного резюме экспертов – ситуация встречающаяся довольно часто. Так, п. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса прямо предписывает внести в проект соответствующие исправления, если в процессе застройки обнаружились несоответствия в параметрах от теоретических данных проектной документации. Иначе расхождения в данных проекта и параметров фактически построенного объекта не позволят впоследствии оформить документы на здание.

В соответствии с п. 15 ст. 48 этого же кодекса, после внесения корректив в проектную документацию до ее утверждения застройщик или заказчик должен направить проект на экспертизу. Однако, п. 3 ст. 49 содержит некоторые исключения и устанавливает, что экспертная работа над проектными документами не требуется в случае, если:

  • исправленная проектная документация уже проходила экспертизу и получила положительную резолюцию по итогам;
  • внесенные в проект поправки не коснулись конструктивных и прочих характеристик надежности и безопасности объекта;
  • корректировка проекта не привела к увеличению сметы на строительство.

О том же самом, только с другого угла зрения говорится и в п. 44 Постановления Правительства от 05.03.2007 № 145. В этой норме Постановления предписывается вторично направлять на экспертный анализ модифицированную проектную документацию, получившую положительное экспертное заключение ранее, если поправки коснулись технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта капстроительства.

При этом, в п. 44 Постановления № 145 за заказчиком или застройщиком остается выбор о прохождении повторной экспертизы откорректированного проекта, если суть модификации позволяет повторную экспертизу не проходить. То есть, в этом случае заказчик или застройщик может по собственному желанию пройти экспертизу проектной документации еще раз.

На сайте КонсультантПлюс вы можете ознакомиться с Юридическим справочником застройщика. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на временной основе.

Пошаговая инструкция по оформлению

Для получения допуска необходимо:

  1. Подготовить проект будущего здания по всем нормам и требованиям.
  2. Собрать пакет требуемой документации.
  3. Подать документы в уполномоченный и выдающий разрешение орган, согласно установленному регламенту.
  4. Получить Разрешение. Документ получает заказчик самостоятельно, либо подрядчик объекта.

Порядок получения допуска на постройку жилых и садовых домов, вспомогательных строений

Порядок подачи уведомления о начале стройки или реконструкции:

  • застройщик направляет в соответствующую администрацию уведомление о будущем строительстве или реконструкции;
  • в течение семи рабочих дней проводится проверка указанных параметров ИЖС и выдается уведомление о возможности размещения строения;
  • получив уведомление можно начинать стройку в течение 10 лет с момента подачи уведомления.

Что еще нужно знать о порядке получения разрешения читайте тут.

Дальнейшие действия:

  • в течение одного месяца после завершения работ необходимо уведомить администрацию;
  • в течение семи рабочих дней представитель администрации проводит проверку на соответствие здания заявленным параметрам и нормативам, и выдает положительное уведомление;
  • получив документ о соответствии, собственник заказывает у кадастрового инженера техплан и оплачивает госпошлину;
  • администрация самостоятельно с помощью вневедомственного обмена проводит постановку на учет и регистрацию права собственности на построенный либо прошедший реконструкцию объект в Росреестре.

Уведомительный порядок допускается при возведении зданий и реконструкции:

  • жилого и садового дома;
  • бани или гаража, имеющих признаки капитального строения, т. е. фундамент и конструктив;
  • капитальной пристройки к уже имеющемуся строению.

Сооружение в приаэродромной зоне

Если будущее строение попадает в приаэродромную территорию, о чем можно узнать из градплана, согласие берется в  Росавиации.

Срок исполнения заявки — 30 дней. При положительном заключении, действие которого распространяется на пять лет с момента выдачи, застройщику разрешено начинать стройку. При отрицательном заключении заявитель получает запрет на любые работы, связанные с возведением здания.

Все, что нужно знать о получении разрешения от Росавиации в этой статье.

Как оспорить отказ?

Обжаловать отказ можно и в досудебном порядке в случае:

  • если были нарушены сроки рассмотрения заявления и вынесения решения;
  • отказа в приеме документации;
  • необходимости расширить перечень предоставленных документов (помимо обязательных);
  • требований оплаты за внесение изменений со стороны уполномоченного органа.


Направить её можно:

  • лично;
  • по почте;
  • через МФЦ;
  • через ЕПГУ.

Чтобы оспорить отказ в судебном порядке, если он рассматривается как незаконный – можно. Для этого потребуется минимум усилий.

Однако, неточные формулировки, касающиеся случаев, когда можно изменять документацию, с одной стороны, наталкивают застройщика на мысли о возможности увеличении площади строительства, высоты здания и прочих габаритных показателей.

На деле же требования о таких изменениях остаются неудовлетворёнными и приходится заниматься оформлением новой разрешительной документации с обновлённым проектом.

7.1. Общие положения

7.1.1. На основании положений раздела 7 настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты организаций, учитывающие особенности внесения изменений в проектные документы в зависимости от объема документации, условий документооборота и используемых САПР и СЭД.

7.1.2. Изменением документа, ранее переданного заказчику, является любое исправление, исключение или добавление в него каких-либо данных без изменения обозначения этого документа.

Обозначение документа допускается изменять только в случае, когда разным документам ошибочно присвоены одинаковые обозначения или в обозначении документа допущена ошибка. Внесение изменений в расчеты не допускается.

7.1.3. Если изменение документа неприемлемо, то должен быть выпущен новый документ с новым обозначением.

7.1.4. Любое изменение в документе, вызывающее какие-либо изменения в других документах, должно одновременно сопровождаться внесением соответствующих изменений во все взаимосвязанные документы.

7.1.5. Изменения вносят в подлинник документа.

7.1.6. Информацию о факте изменения документа указывают:

— в бумажных документах — в основной надписи этих документов и/или в таблицах регистрации изменений;

— в ДЭ — в реквизитной части этих документов;

— в графе «Примечание» документов и ведомостей, предназначенных для учета документов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий